double arrow

Возникновение новых систем физического воспитания


Возникновение рабочего спортивно-гимнастического движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений

Во второй период Новой истории, который продолжался от Парижской коммуны до Октябрьской революции, усили­ваются противоречия между трудом и капиталом, что при­водит к росту революционного движения народных масс, обостряются противоречия между самими капиталистиче­скими странами. Чтобы ограничить участие народа в рево­люционном движении, правительства многих государств прибегают к различным средствам: спорту, гимнастике, играм.

В этот период образовалось два противоположных на­правления в спорте - гимнастическом движении: рабочее и буржуазное. Противоречия привели к обострению национа­лизма в физкультурных организациях и появлению новых систем физического воспитания, а также к военизации сис­темы физического воспитания.

В 1839 г. в Женеве было создано Всешвейцарское гим­настическое общество, куда входили эмигранты - револю­ционно настроенные рабочие.

После разгрома революции 1848 - 1849 гг. в США в 1848 г. в Филадельфии было создано гимнастическое обще­ство по оказанию помощи рабочим. В 1850 году состоялось его первое праздничное выступление.




Первые рабочие спортивные организации в Германии возникли в 1850 г. Однако «Исключительный закон» про­тив социалистов, принятый рейхстагом в 1878 г., запрещал существование гимнастических клубов.

После отмены этого закона спортивные организации вступили в новый период своего развития. В начале 90-х гг. в ряде городов Германии состоялись собрания рабочих гимнастических союзов (Берлин, Лейпциг). В 1893 г. был основан Германский рабочий спортивный союз и рабочая федерация гимнастики (АТВ). В 1895 г. начала свое суще­ствование рабочая федерация велосипедного спорта. В 1899 г. в Австрии была организована рабочая федерация велосипедного спорта. В 1904 г. в Бельгии образовалась социалистическая федерация гимнастики, а в Англии рабо­чая спортивная федерация гимнастики.

Сокольская гимнастика. Деятельность М. Тырша. Со­кольская гимнастика берет свое начало в 60-х гг. XIX в. в Чехии. Название «сокол» означает свободу, храбрость и мужество и связано с освободительной борьбой чешского народа. Сокольское движение связано с Мирославом Тыр-шем (1832 - 1884), профессором истории и искусства Праж­ского университета. Именно им была разработана система сокольской гимнастики.

Основой сокольского движения были гимнастические организации. Сокольские общества получили широкое рас­пространение. Их идея заключалась «в стремлении к физи­ческому и нравственному совершенствованию всего наро­да, к развитию в нем национального чувства». С этой целью «соколы» ввели обращение к друг другу «братья», «сес­тры», занимались в единой форме.



Организаторы сокольского движения добивались внут­ренней дисциплины соблюдением точной формы всех дви­жений и строгим выполнением традиций.

Периодически в Праге проводились слеты «соколов», на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах.

Создавая свою систему, М. Тырш подробно ознакомил­ся с различными гимнастическими системами и взял из каждой то, что в ней было ценного.

Цель гимнастики определяется «соколами» в самом об­щем виде - «укрепить и сохранить человеку здоровье, сде­лать его неуязвимым, дать ему отвагу и хладнокровие, силу и ловкость, проворство, решительность, смелость, наконец, предохранить от последствий односторонних занятий».

Конкретизация указанной цели в виде частных задач от­сутствовала. Классификация упражнений в сокольской сис­теме исходила из внешних признаков движений:

1) упражнения без снарядов (ходьба, бег, маршировка, приседание, стойки, наклоны и др.);

2) снарядовые упражнения (со снарядами - булавы, об­ручи, палки, флажки и гири и др.);



3) на снарядах (на перекладине, брусьях, коне, кольцах, лестницах, шестах, бревне);

4) групповые упражнения (пирамиды, массовые высту­пления, игры и т.п.);

5) боевые упражнения (бокс, борьба, фехтование).

Занятия проводились по такой схеме: сначала упражне­ния строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), потом об­щие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, пос­ле чего занятия заканчивались. Все движения, которые вы­глядели некрасиво, «соколы» исключали.

В методике сокольской гимнастики имелось много но­вого, особенно в организации и проведении занятий, массо­вых выступлений, разработке терминологии и подготовке общественных инструкторов.

Сокольские организации способствовали возрождению и развитию чешской национальной культуры, поднимали национальный дух чешского народа.

Идеи «Сокола» быстро распространились за пределы Чехии. В Словении в 1863 г. был создан «Южный Сокол».

В том же году общество «Сокол» возникло с участием Франь-Бучара в Загребе (Хорватия) и под руководством польского врача Венанты Пясецкого в Львове.

Гимнастика Жоржа Демени (1850 - 1917). Жорж Деме­ни начал работать в области физического воспитания в конце XIX в., когда значительно продвинулось вперед раз­витие биологических наук, в том числе и физиологии.

Изучив существующие системы гимнастики, Ж. Демени пришел к выводу, что их общим и основным недостатком является чрезмерная искусственность. Изучая физиологию мышечной деятельности, Демени понял, что одного лишь деления физических упражнений по анатомическому при­знаку недостаточно и следует создавать благоприятные условия для развития отдельных частей тела и с позиций физиологии.

Ж. Демени полагал, что «цель физического воспитания не приобретение силы, а пользование ею».

Цель гимнастики для юношей сводилась им к воспита­нию людей сильных, ловких, гибких, способных быстро и экономно действовать в любых условиях, владеющих ос­новными видами военно-прикладных движений. Иные за­дачи ставил Ж. Демени при физическом воспитании деву­шек: главной целью было приобретение ими гибкости, лов­кости, хорошей осанки, умения двигаться плавно и граци­озно путем включения в урок танцевальных шагов, а также упражнений с булавами, палками, венками и т.п.

Ж. Демени определил семь видов спортивных упражне­ний: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, поднимание и переноску тяжестей, метание, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей, например: прыж­ки на месте, с одной ноги на другую, с продвижением впе­ред, назад или в сторону, с разбега.

Как педагог и физиолог Ж. Демени сформулировал ряд принципов физического воспитания.

1. Гимнастика должна быть динамичной, следует избе­гать статических упражнений. Неестественность упражнений: скорость движения должна быть в обратной пропор­ции с движущейся массой частей тела.

2. Движения должны выполняться с полной амплиту­дой. Если одну мышцу напрячь до полного сокращения, то противоположные мышцы нужно расслаблять до конца.

3. Движения должны быть естественными и размаши­стыми, а не отрывистыми и угловатыми.

4. Те мышцы, которые не участвуют в движении, долж­ны быть полностью расслабленными.

5. При разучивании упражнений необходимо перехо­дить от простых к сложным, от более легких к более труд­ным, от неизвестных к известным.

Ж. Демени предложил свой план урока и методические указания к нему. Урок состоял из 7 серий: 1-я - строевые упражнения, 2-я - движения всего тела; 3-я - подвешивание и опора; 4-я - бег и игры; 5-я - специальные движения ту­ловища; 6-я - прыжки и игры, требующие большой траты сил; 7-я — дыхательные упражнения.

От урока Ж. Демени требовал, чтобы упражнения ис­пользовались интересные, способные гармонично развить мускулатуру занимающихся. Не следует доводить учеников до усталости, но постепенно нужно увеличивать трудность и интенсивность выполнения упражнений.

Считая общеразвивающее направление в физическом воспитании самым важным, Ж. Демени адресовал свою систему упражнений для физического воспитания детей школьного возраста. Лишь для учеников старших классов он допускал упражнения военно-прикладной гимнастики (для юношей) и элементы гимнастики для девушек.

Он первый начал определять величину нагрузки: мощ­ность и время работы.

«Естественный метод» Эбера. Жорж Эбер (1885 - 1957), один из учеников Ж. Демени, продолжил развитие при­кладного направления в физическом воспитании, типично­го для Франции со времен Амороса.

«Естественный метод» физического воспитания Эбера состоит из связанных между собой частей:

1) часть вспомогательно-подготовительная, состоящая из элементарных упражнений для рук, ног, туловища, упо­ров, висов, равновесий, подпрыгиваний, дыхательных уп­ражнений;

2) часть основная, состоящая из «воспитательно-при­кладных» упражнений, имеющая целью усовершенствовать человека с помощью восьми естественных упражнений: ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания, поднимания, за­щиты-нападения и плавания;

3) часть вспомогательная, дополнительная, включающая спортивные игры и ручной труд.

Военный характер своей гимнастики Ж. Эбер объяснял преимуществами физической подготовленности дикаря пе­ред цивилизованным человеком. Он пытался доказать ник­чемность специальной гимнастики для женщин и спортив­ной специализации. Ж. Эбер заявлял, что своей гимнасти­кой хочет устранить дефекты физического развития совре­менного культурного человека, вызванные нездоровым об­разом жизни и недостатком движения.

Ж. Эбер использовал все известные естественные виды передвижений и упражнений, а также заимствовал формы физических упражнений из других систем физического вос­питания.

Занятия Ж. Эбер предлагал проводить на местности, без какого-либо специального оборудования. Для занятий го­дилось все: деревья - для лазания, канавы - для прыжков, заборы - для перелезаний и т.п. Преподаватель, ориентиру­ясь в обстановке, должен был изобретать нужные упражне­ния в различных условиях. Это не исключало искусствен­ных препятствий, но они должны были заменять естествен­ные при их отсутствии.

Ж. Эбер как опытный практик внес ценный вклад в раз­витие средств и методов физического воспитания. В свои уроки он вводил гигиенические процедуры — обтирание, души, ванны и пр. Он ввел метод систематических прове­рок достигнутых результатов и определения физических способностей занимающихся, разработав таблицу норм по 12 видам упражнений.

Практические рекомендации Ж. Эбера заключались в следующем.

1. Преподаватель физического воспитания в ходе уп­ражнений должен вместе с учащимися развивать различные группы мышц. Он должен это делать с помощью таких уп­ражнений, в результате которых он убедился лично.

2. Необходимо ежедневно создавать возможности для физического воспитания, во время занятий преподаватель должен использовать природные условия.

3. На занятиях должны выполняться упражнения на вы­носливость.

4. Учащиеся должны заниматься обнаженными до пояса и на свежем воздухе.

5. Каждый урок необходимо заканчивать массажем и купанием.

Ж. Эбер ввел комплексный зачет по 12 видам по 15- бал­льной системе. К недостаткам Эбера можно отнести то, что он не разработал рекомендаций для занятий физическими упражнениями девочек.

Гимнастика Н. Бука. Датчанин Нильс Бук (1880 - 1950) имел гимнастическую школу в г. Оллерупе.

Продолжатель шведской гимнастики Н. Бук разработал первоначальную ступень гимнастики, которую назвал «примитивной», или «основной». При определении цели своей гимнастики Н. Бук исходил из того, что по различ­ным причинам, в том числе и вследствие повседневного, тяжелого труда, мышцы и связки человеческого тела утра­тили эластичность и мягкость, а потому человек не спосо­бен к ловким и экономным движениям. Чтобы выполнить такие движения, нужно подготовить себя к ним, а для этого и служит «основная» гимнастика. Н. Бук подчеркивал, что она создана для того, чтобы здоровых, но неловких дере­венских парней так «обработать» гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными, пригодными к несению во­енной службы.

Как и в шведской системе, упражнения классифициро­вались по анатомическому признаку. Н. Бук полагал, что упражнения могут развивать силу, ловкость и гибкость в зависимости от формы и характера их выполнения.

В связи с этим анатомический принцип классификации упражнений Бук дополнил разбивкой всех упражнений по их функциональному влиянию на отдельные части тела и на человека в целом, это было шагом вперед по сравнению со шведской классификацией.

Упражнения систематизировались по следующим прин­ципам:

1) порядковые; 2) упражнения для ног; 3) упражнения для рук; 4) упражнения для шеи; 5) упражнения для боко­вых мышц; 6) упражнения для брюшных мышц; 7) упраж­нения для спинных мышц; 8) упражнения с ходьбой и бе­гом; 9) упражнения в прыжках и ловкости.

Н. Бук предлагал большое разнообразие исходных по­ложений. Если исходные положения шведской гимнастики были похожи на позы, то в упражнениях Бука статичность была сведена к минимуму.

Несмотря на анатомо-физиологическую классификацию упражнений, схема урока Бука была построена формально, разделы урока не выявляли содержания и характера работы:

1-я часть урока - упражнения без снарядов (12-30 уп­ражнений);

2-я часть урока — упражнения на шведской стенке и бу­ме (6 - 22 упражнения);

3-я часть урока - ходьба, упражнения в ловкости (9 - 20 упражнений). Для женщин игра с пением.

Весь урок длился 90 минут. Поскольку каждое упраж­нение повторялось от 10 до 15 раз, то нагрузка на уроке была очень высокой. «Кривая нагрузки» урока строилась у Н. Бука с расчетом максимального повышения напряжения в конце второй трети занятия. Урок должен быть непре­рывным, слитным. Наиболее характерными чертами явля­лись усиленный темп и плотность нагрузки, последова­тельная смена одного упражнения другим. Пока выполня­лось одно упражнение, давалась подготовительная команда, и к моменту исполнительной команды занимающиеся без пауз переходили к выполнению следующего упражнения (поточный метод).

Положение о том, что во время урока мышцы, которые не принимают участия в работе, должны быть расслаблены, прогрессивно по сравнению со шведской методикой.

Н. Бук довел моторную плотность урока до предела, а придуманные им упражнения широко вошли в практику и с успехом применяются в современных условиях.

Развитие национальных систем физического воспитания не ограничивалось указанными ранее. Немало других педа­гогов составляли системы средств и методов физического воспитания.

Франсуа Дельсарт (1811 - 1871) обратил внимание на то, что элементы движений балетного искусства помогают выразить характер гимнастического движения.

Ф. Дельсарт и его последователи, делая при обучении упор на эстетические и драматические моменты, заложили основы художественной гимнастики.

Айседора Дункан (1876 - 1927), увлеченная античной гимнастикой, танцем, движением, стремилась выразить сложные человеческие чувства. А. Дункан имела много пос­ледователей, которые использовали выразительную гимнас­тику для физического воспитания девочек.

Ритмическое направление современной гимнастики свя­зано с именем женевского учителя музыки Эмиля-Жака Далькроза (1865 — 1914). Он установил, что выполнение определенных движений способствует развитию чувства ритма и слуха.

При первых же попытках «делать шаги» под музыку были найдены движения, соответствующие данной музыке. Понемногу создалась определенная азбука движений, кото­рой овладевает ученик.

Последовательница шведской гимнастики Э. Бъеркстен в своей гимнастике учитывала физиологическую и эстети­ческую стороны упражнений. Она стремилась физически развить учеников, помочь выработать изящество в движе­ниях. Упражнения в ее гимнастике проводились в быстром темпе при многократном повторении, одновременно учени­кам предлагалось раскрепощать мышцы, не участвующие в работе. Это позволяло сделать движения более экономич­ными.

Э. Бъеркстен отказалась от прямолинейных и угловатых движений шведской гимнастики, в ее упражнениях преоб­ладали плавные, закругленные движения, взятые из ритми­ческой гимнастики.

Можно было бы назвать много других имен, однако уже во второй половине XIX в. все больше начинают говорить о том, что для физического воспитания одной гимнастики недостаточно. Многие авторы пишут о пользе игр и спор­тивных упражнений.

В результате в национальные системы проникают спорт и игры, начинают проводиться спортивные состязания.







Сейчас читают про: