double arrow

Формационный подход Маркса—Сталина


Исторический подход Маслова

Трехстадиальная модель Гильденбранта—Бюхера

Немецкие экономисты и историки — Бруно Гильденбрант и Карл Бюхер, жившие в середине XIX в., выделили всего три стадии в истории хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее.

1. «Естественное», натуральное (или домашнее), хозяйство, с древнейших времен — до середины XII в. Путь в среднем не более мили — с поля или огорода земледельца через мельницу и кузницу в его и господский дом.

2. «Денежное» (или городское) хозяйство, до конца XVIII в. Путь от нескольких миль до нескольких десятков миль — с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку при помощи купца в дома потребителей.

3. «Кредитное» (или народное) хозяйство начиная с XIX в. Путь в сотни и тысячи миль — из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии, золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда — в дома потребителей; в обратном направлении — машины и оборудование, сталь, ткани, обувь и пр.




П. Маслов считал, что переход от одной стадии развития к другой происходит в результате исчерпания возможностей дальнейшего экстенсивного развития. Он выделял пять этапов в истории экономики:

1. изолированное хозяйство;

2. общинное хозяйство (начало зарождения ремесла);

3. районное хозяйство (расширение обмена между городом и деревней);

4. национальное хозяйство (появление мануфактур);

5. мировое хозяйство (господство фабрик).

В соответствии с формационным подходом Маркса—Сталина выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.

1. Общинный (или первобытнообщинный) строй — с X по VI в. до н. э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю — основное средство производства, а следовательно, нет эксплуатации. Основные общественные отношения — внутриобщинный дарообмен. Принуждение к труду носит объективно-физиологический характер: кто не добывает себе пропитания — умирает от голода. Классов не существует.

2. Рабовладельческий строй — с V в. до н. э. по V в. н. э. Появляется и распространяется частная собственность, в т. ч. и на людей (рабов), эксплуатация которых приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Принуждение к труду носит субъективно-террористический характер: пленных, отказывающихся быть рабами, убивают; точно так же поступают с «плохими» рабами. Основные общественные отношения — рабство. Основные общественные классы — рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними неразрешимы (антагонистичны) и рано или поздно должны привести к смене формации.



3. Феодальный строй — VI—XVIII вв. Земля становится основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно-экономический характер: владелец земли отстаивает свое право на прибавочный продукт силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного средства производства необходимого продукта. Основные общественные отношения — рента. Основные общественные классы с антагонистичными интересами — крестьяне и феодалы.

4. Капиталистический строй — XIX в. Основным объектом частной собственности становятся средства производства в промышленности. Принуждение к труду носит объективно-экономический характер: тот, кто не имеет собственности или иных средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться эксплуатации. Основные общественные отношения — прибавочная стоимость (капитал). Основные общественные классы с антагонистичными интересами — рабочие и капиталисты.



5. Коммунистический строй — наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную) собственность, а следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный, «тяжелый» характер труда сменяется добровольным, творческим, на базе чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения потребностей всех членов общества.







Сейчас читают про: