double arrow

Гуманизм в Польше


ПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.

Какую бы область польской культуры XVI в. мы ни взяли, всюду заметен подъем и активное участие поляков в общеевропейских культурных движениях эпохи зрелого Возрождения и Реформации.

Особенностями Ренессанса в Польше были: сравнительно позднее вступление страны в эту полосу культурного развития; обретение им почвы преимущественно в шляхетской, а не в городской или клерикальной среде; одновременное развертывание в польском обществе гуманистических и реформационных веяний; известная вторичность Ренессанса в Польше, громадная роль западноевропейских влияний.

В последней трети XVI в. наметились, а в первой половине XVII в. развернулись иные тенденции, прокладывавшие путь культуре Барокко и католической Контрреформации. Вопрос об их соотношении с гуманизмом и Реформацией остается дискуссионным, но ясно тем не менее, что полярно противопоставлять друг другу эти две эпохи было бы неверно. В истории Польши роль и весомость католической реставрации и Барокко были больше, чем роль гуманизма и протестантизма.

Первые ростки гуманистической образованности можно заметить в польской культуре уже в середине XV в., хотя интерес к античным традициям и филологическим штудиям проявлялся и раньше, например в творчестве Винцента Кадлубка, чья хроника в XV в. сама стала предметом гуманистических толкований в университетской среде. Первыми людьми гуманистической культуры в Польше считаются дипломат Николай Лясоцкий; профессор Краковского университета Ян из Людзиска, почитатель Цицерона, включивший в программу обучения тексты из античных писателей; львовский архиепископ Гжегож из Санока.




Тем не менее поворотным моментом стал приезд в Польшу к королевскому двору поэта и дипломата, итальянца Филиппа Буоноккорси, прозванного Каллимахом, которому было доверено воспитание сыновей Казимира Ягеллончика. Каллимах прожил в Польше без малого тридцать лет, вокруг него сложился первый кружок польских любителей studia humanitatis. Другой кружок почитателей латиноязычной поэзии в течение нескольких лет существовал вокруг немецкого поэта Конрада Цельтиса. Под влиянием Цельтиса, Каллимаха и других гуманистов в Польше

сложилась своя латиноязычная поэзия (Клеменс Яницкий, Ян Дантышек, Анджей Кшицкий). Ученые, например, говорят о двух кругах представителей гуманистической культуры в Польше: один — связанный с Краковским университетом, с людьми науки и просвещения; другой — представленный дипломатами, политиками, некоторыми епископами (епископы Ст. Чолек, А. Мазо-вецкий, 3. Олесницкий, дипломаты Николай Лясоцкий, Ст. Соб-невский, Петр Вольфрам из Львова). Так или иначе, труды последних десятилетий показали, что польский гуманизм не был феноменом «завозным», но имел корни в самой польской культуре XV в.







Сейчас читают про: