Великая Моравия и ее культурное значение

О политической истории общества на территории Чехии и Словакии после исчезновения племенного союза Само сведений нет. Славяне этих регионов принадлежали к одной этнической группе, но после расселения в различных местах их общественные отношения имели некоторые особенности. Наиболее благоприятными были условия в Моравии.

В источниках IX в. мораване всегда выступают под единым именем и во главе с единым князем, власть которого являлась наследственной. Правил род Моймировцев (по князю Моймиру, ок. 830—846 гг.). В 822 г. моравские и чешские вельможи участвовали уже во Франкфуртском сейме, находясь, однако, еще в зависимости от Франкской империи. В Западной Словакии возникло княжество Прибины в Нитре. В результате борьбы Моймира и Прибины Нитранское княжество ок. 833—836 гг. было присоединено к владениям Моймира, а Прибина изгнан из Нитры. Это завершило интеграцию владений к северу от среднего течения Дуная. Началось образование государства, названного позже Великой Моравией. Людовик Немецкий, считая Великую Моравию областью своего влияния, посадил на ее престол после смерти Моймира (846) его племянника Растислава, воспитанного при восточнофранкском дворе. Растислав (846-870; он же Ростислав) стремился освободиться от опеки. Он воспользовался выступлением против короля нескольких графов и сына Людовика Карло-мана и оказал им поддержку. В 853 г. Людовик Немецкий начал войну против Растислава, а в 855 г. франкское войско вторглось в Моравию и опустошило ее. Но Растислав, отсидевшись в укреплении, перешел в контрнаступление и изгнал войско Людовика. Чтобы получить поддержку в борьбе против этого короля, Растислав

Западные славяне в VIII—IX вв.

1 — западная граница расселения славянских племен; 2 — приблизительные границы Великоморавской державы

установил контакт с византийским императором Михаилом III, которого попросил выслать миссионеров для разъяснения населению сущности христианской веры. Он стремился к созданию в Моравии местного духовенства, подчиненного непосредственно князю. В 863 или 864 г. в Моравию прибыли Константин Философ и его брат Мефодий, оба родом из Солуни. Они знали славянский язык, а Константин составил особый алфавит, отвечавший фонетическим особенностям славянской речи.

В 864 г. Людовик Немецкий вновь вторгся с войском на территорию Моравии и на этот раз вынудил Растислава признать его зависимость от франков. Впрочем, моравский князь верности Людовику не хранил. При этом Растислав еще и вступил в конфликт со своим племянником Святополком, который управлял Нитранским княжеством на правах удельного князя. В 869 г. Карломан разорил Нитранский удел, а Святополк решил свергнуть своего дядю с престола. В 870 г. он захватил Растислава в плен и выдал Карломану. Моравский князь был ослеплен в

Регенсбурге, а Святополк уже на правах франкского вассала стал править в Моравии. Однако в 871 г. Карломан посадил Святопол-ка в темницу, объявил Моравию частью Восточной марки, передав управление ею графам Энгелшалку и Вильгельму. Морава-не восстали против наместников и, считая, что Святополка уже нет в живых, избрали князем его родственника Славомира. Тбгда Карломан пошел на сговор со Святополком, выпустил его из заключения и послал в Моравию. Но Святополк уничтожил баварские гарнизоны в Моравии. В 872 г. сам король Людовик Немецкий во главе саксонского и тюрингского войска вторгся в Моравию, но потерпел жестокое поражение. В 874 г. был заключен мир. Святополк присягнул на верность королю и обязался платить трибут. Но фактически Людовик примирился с независимостью Моравии, а после его смерти держава Святополка достигла наибольшего расширения своей территории: в нее входили Моравия, Западная Словакия, Чехия, сербские племена по р. Сала, сербы лужицкие, силезские племена, висляне Краковской земли, славяне Паннонии. Но государство не было централизованным и не имело единой системы управления. Святополк правил лишь на собственно моравской территории, на остальных — местные князья, которые, однако, Святополку подчинялись, платили ему трибут и по его требованию выставляли военные силы. Таким образом, Великая Моравия представляла собой конгломерат зависимых территорий, объединенных вокруг центральной части военно-административными связями.

Восточнофранкская империя не могла воспрепятствовать росту могущества Святополка, власть которого оставалась незыблемой вплоть до его смерти в 894 г.

Великая Моравия — особый тип раннего средневекового государства. Во главе стоял князь, имелись вельможи с собственными дружинами, остальное население именовалось «народом». Это были свободные землепашцы с еще слабой социальной дифференциацией. Представлявшая государственность моймировская династия обладала наследственными правами княжения. Одну из основных функций государственного аппарата составлял сбор дани и налогов. Членами управленческого аппарата являлись вельможи. Главной опорой и органом исполнительной власти была хорошо вооруженная княжеская дружина, сосредоточенная в центрах: Микульчицах, Бржецлав-Поганске, Дуцове, Старом Месте и др. Существовали дружины и при дворах вельмож. Они содержались за счет военных трофеев и дани с населения.

По социальной структуре Великая Моравия представляется образованием переходного типа, приближавшимся к раннефеодальным государствам.

Что касается христианизации, то Константин и Мефодий были уже не первыми миссионерами на этой территории. В 831 г. в Ре-генсбурге крестились несколько моравских князей, а в 845 г. — 14 чешских князей вместе с их дружинами. Но миссионерская деятельность тех десятилетий была тесно связана с укреплением франкского политического влияния, и, поняв это, Растислав принял меры к созданию собственного клира. Константин и Мефодий за короткое время подготовили несколько кандидатов в священники. В 867 г. Константин, Мефодий и группа их учеников отправились в Рим, и кандидаты были рукоположены. Константин в 868 г. ушел в монастырь и принял монашеское имя Кирилл (умер в 869 г.). Папа Гадриан (Адриан) II разрешил в Моравии славянскую литургию и назначил там главой церкви Мефодия. Но баварские епископы отрицательно отнеслись к славянской литургии, так как появление собственного духовенства предоставляло мора-ванам возможность отказаться от баварских миссионеров. Мефодия заключили в темницу, где продержали три года. После вмешательства нового папы Иоанна VIII Мефодий был отпущен, а затем, уже в сане архиепископа, прибыл в Великую Моравию. Однако между Святополком и Мефодием возник конфликт: в 879 г. князь обратился к папе с жалобой, что архиепископ «учит неправильно». Но Мефодий был оправдан. В 880 г. вышла папская булла с одобрением письменности, созданной покойным Константином, и приказом славить Христа, а также читать в церквах Евангелие на славянском языке. Мефодию папа подчинил двух епископов — нит-ранского Вихинга и еще одного, имя которого нам неизвестно. Немец Вихинг интриговал против Мефодия, доносил на него папе, подделывал документы. Мефодий перед своей смертью в 885 г. проклял Вихинга, назначив своим преемником Горазда. Смерть Мефодия означала конец славянской миссии. Святополк уже не имел интереса ее поддерживать, ученики Мефодия были изгнаны из страны (ушли в Чехию и Болгарию).

Славянская миссия продолжалась 21 год, но деятельность Кирилла и Мефодия имела большое влияние на начало славянской образованности. Константин Философ создал глаголицу, а в X в. в Болгарии возникла письменность, получившая название «кириллица». Обе азбуки происходили из разных вариантов греческого письма и долгое время использовались параллельно, особенно у восточных и южных славян. Константин перевел на славянский язык литургические тексты, написал предисловие к переводу Евангелия, в котором выступал против письменности лишь на трех священных языках. Он работал также над переводом всей Библии, который был закончен Мефодием. Так были зало-Жены основы славянской письменности. Впоследствии Мефодий написал сочинение «Об обязанностях правителей», его же авторство

допускается за памятником «Закон судный людям». Первые жития обоих просветителей — моравского происхождения, это источники и по истории Великой Моравии. Основой языка древней славянской литературы стал язык славянского населения, проживавшего в районе Солуни. Этот первый славянский литературный язык является одним из главных источников познания закономерностей развития отдельных славянских языков. Таково культурное значение Великой Моравии.

После смерти Святополка в 894 г. государство стало распадаться. Святополк разделил державу между сыновьями Мойми-ром II и Святополком II. Но вскоре отпала Паннония, затем часть Нитранского удела, где правил Святополк Младший. В 895 г. вне великоморавской территории оказалась Чехия. В 897 г. отошли от Великой Моравии и сербы. Процесс разложения державы был следствием как внутренних, так и внешних причин. В частности, кочевники-мадьяры в течение IX в. продвинулись на Запад и в последующие десятилетия стали нападать на славянские области. Это был союз, состоявший из восьми племен. Славянские области Великой Моравии они захватили в 907 г., а позднее опустошили также и Чехию. Но моравская культура не исчезла. Мадьяры многое переняли от славян и быстро адаптировались в новых местах. Ликвидация Великоморавского государства привела к политическому разъединению чехов и словаков. Чешское государство стало развиваться в западной части бывшей державы, Словакия же вошла в состав возникавшего венгерского государства.

Великоморавская эпоха представляет собой один из прогрессивных этапов в истории славян, когда ими была создана собственная культура, равная по зрелости тогдашней западноевропейской цивилизации. Великая Моравия сыграла также важную роль в историческом развитии Европы IX в. в целом.

ЧЕХИЯ В ПЕРИОД РАННЕГО ФЕОДАЛИЗМА (Х-ХИ вв.)

Формирование государства Пржемысловцев

Славянское население на территории Чехии франкские хроники XI в. обозначали термином «богеми». Здесь осело несколько племен. В Пражской котловине жили чехи, в районе позднейшего г. Жатец — лучане, на севере Чехии, в бассейне р. Билины, — ле-музы, в районе г. Мельник — литомержицы и пшоване, в восточной части Чехии — харваты, в южной — дулебы. В IX—X вв. у этих племен происходит распад родового строя и формируются раннефеодальные отношения. Племенные вожди, вельможи и другие могущественные личности захватывали общее родовое имущество

и с помощью дружин обращали в свою собственность селения, связанные между собой роды и целые племена, заставляя жителей работать на себя, содержать дворы и дружины. Между феодалами происходили кровавые столкновения, владения побежденного часто присоединялись к владениям победителя. Таким образом шел процесс объединения мелких территориальных и этнических единиц, особенно интенсивный в Средней Чехии, где правили князья династии Пржемысловцев. Первым упоминаемым в источниках князем этого рода, под 872 г., был Боржи-вой, которому подчинялись чехи, лучане, лемузы и литомержи-цы. В 884 г. Борживой подчинился Святополку Моравскому. В 885 г. Борживой с женой приняли христианство, а крестил их моравский архиепископ Мефодий. После этого в Праге был построен костел. Борживой, как и другие князья, понимал значение христианства для укрепления власти. В 895 г. Чехия вышла из состава Моравии, а сын Борживоя Спытигнев, видимо, отдался под покровительство династии франкских Каролингов. В течение 40 лет после этого между соседями не было серьезных конфликтов.

Пражская земля отличалась активной экономической жизнью, древними традициями производственной деятельности и торговых отношений. Потенциал чешского князя быстро рос, а Пражский Град выделялся на фоне остальных племенных градов Чехии.

Однако Чехию теснили мадьяры, а в 929 г. в страну вторгся король Генрих Птицелов, который вынудил князя Вацлава, внука Борживоя, подписать мир с установлением вассальных отношений.

В позднейшей чешской историографии Вацлав очень популярен. Правил он, видимо, с 921 по 935 г., насаждая в своей стране христианство, взыскивая с подданных обычные поборы, ведя вооруженные конфликты с противниками. В стране были еще сильны элементы язычества, и против князя возникла оппозиция, в которой важную роль играли мать Вацлава Драгомира и его младший брат Болеслав. Последний, удельный князь в земле пшован, желал большей власти. Его поддерживала воинственная дружина, жаждавшая военных трофеев. В результате заговора Вацлав был в 935 г. убит, а в последующем канонизирован как мученик за христианскую веру.

Болеслав I, вступив на престол, отказался платить дань германскому королю и в течение 14 лет успешно отражал натиск преемника Генриха Птицелова — Отгона I (936—973). Однако в 950 г. Болеслав был все же вынужден признать германский Патронат. В 955 г. чешский князь помог германскому королю разгромить венгров и присоединил к своим владениям Силезию и княжество вислян с Краковом. Не исключено, что Болеслав овладел также Моравией и частью Словакии. В 965 г. Болеслав выдал

Чехия и Словакия в X—XIII вв.

1 — земли Чешского (Пражского) княжества Пржемысловичей к 967 г. (при Болеславе I); 2 — земли Либицкого (Зличанского) княжества Славниковичсй,

замуж за польского князя Мешко I из династии Пястов свою дочь Доубравку, которая сыграла большую роль в укреплении христианства в Польше. Внутри страны Болеслав ввел новую монету — серебряный денарий, просуществовавший до 1300 г. Прага стала значительным торговым центром. Выросло число крепостей, замков, поселений.

При Болеславе I и его преемниках значительно изменилась система управления государством. Племенные вожди и старейшины родов, не подчинявшиеся князю, были истреблены. Государство разделилось на области, управлявшиеся из княжеских замков, где помимо служилых людей во главе с бургграфом находились гарнизон и челядь. На всей территории страны действовали постановления, исходившие из Пражского Града. На важные административные должности — главного бургграфа, верховного канцлера, главного писаря и др. — князь назначал своих дружинников, награждая их также землями с крестьянами, деревнями, крепостями, которыми они сначала пользовались как ленными владениями, а потом стали передавать их по наследству. Так формировался класс феодалов. Был учрежден первый государственный налог — «дань с мира» — и установлены земские повинности.

Болеслав I решил основать Пражское епископство, но умер 15 июля 972 г., не успев осуществить свое намерение. Князем стал его сын Болеслав II, который в 973 г. получил официальные регалии для епископа Пражской епархии Дитмара — саксонца, жившего в Чехии и знавшего славянский язык. Епископство укрепило могущество Пржемысловцев, а церковь полностью подчинилась князю. Он назначал и отстранял от должности священников, собирал с верующих церковную десятину, основал три монастыря и был назван Благочестивым. Однако Болеслав ничем не отличался от других современных ему правителей. Военными походами он захватил части Верхней Лужицы и Галицкой земли, подавлял мятежи, грабил урожай и скот.

В центре чешской котловины стоял замок Либице, где стал формироваться политический центр. Владел замком князь Слав-ник, считавший себя равным по знатности Пржемысловцам и им не подчинявшийся, чеканивший собственную монету и самостоятельно сносившийся с иностранными правителями. Прже-мысловцы видели в этом угрозу своему могуществу. В 982 г. сын

объединенные с Пражским княжеством в конце X в.; 3 — границы Чешского Королевства в XII в.; 4 — границы Чешского королевства в XIII в.; 5 — территория, присоединенная к Чехии при Пржемыслс Оттокаре II (1253—1278); 6 — Направление походов монголо-татар в XIII в.; 7 — границы Чешского королев-ства, объединенного с Польским королевством в 1300-1306 гг.

Славника Войтех стал пражским епископом и вступил в какой-то чисто религиозный спор с Болеславом II. Этот конфликт был перенесен на отношения между Славниковцами и Пржемыслов-цами вообще. 28 сентября 995 г. дружина Болеслава II захватила Либице и перебила всех его обитателей. Епископ Войтех отбыл в Польшу, позднее стал миссионером и был убит пруссами в 997 г. Уничтожив Славниковцев, Болеслав II объединил всю Чехию под властью Пржемысловцев. Наследовал ему Болеслав III (999—1003), при котором чешское государство вступило в полосу кризиса. Началась междоусобная борьба членов рода Пржемысловцев. В нее вмешались соседние государства, в том числе германский император Генрих II, принудивший чешского князя признать вассальную зависимость. Чешский князь Вратислав II (1061-1092) за верность императору Генриху IV получил титул короля, правда, без права наследования. Его потомки тоже вели борьбу за трон. При этом ленные отношения Чехии к империи имели ряд особенностей. Имперские законы в Чехии не действовали, но правителями страны империя признавала только тех лиц, которых избирали дружинники и которые имели реальную власть.

Чешские князья оставались союзниками германских императоров и в XII в. Так, Владислав II (1140—1173) участвовал во втором крестовом походе, поддерживал и Фридриха Барбароссу (1152—1190) в его борьбе в Италии и был провозглашен королем с правом передачи этого титула наследникам.

Последняя четверть XII в. — период глубокого упадка чешского государства. Фридрих Барбаросса пытался оторвать от Чехии Моравию и поставил моравским маркграфом Конрада Оту (1182), который стал непосредственным ленником империи, в 1189 г. был избран на чешский трон и управлял обеими землями до 1191 г. Конец XII в. ознаменовался упадком могущества германского императора и династии Штауфенов, что позволило чешскому государству сохранить независимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: