Шляхта и магнатерия

В годы кризиса социальный облик шляхетского сословия переменился в двух отношениях. С одной стороны, магнаты все более и более отрывались от основной массы шляхты, среди которой самой многочисленной становилась прослойка безземельной

или малоземельной шляхты — голоты. Она попадала в прочную зависимость от магнатов и составляла их клиентелу в политической жизни. Но и средняя шляхта в условиях драматического кризиса фольварочного хозяйства также находилась в жесткой зависимости от магнатов и составляла другую часть магнатской клиентелы. Та часть средней, мелкой и безземельной шляхты, которая оказывалась связана с той или иной латифундией, образовывала новую группу так называемой «дворской шляхты». При этом шляхта одной земли была оторвана от шляхты других территорий, региональные социальные связи усиливались в ущерб общенациональным.

С другой стороны, в шляхетском самосознании все более укреплялось представление о Едином «народе-шляхте». Любые указания на реальные социальные различия между бедной шляхтой и магнатами тщательно удалялись из сеймовых документов и официальной политической риторики. Правовая унификация статуса шляхты была доведена до всех мыслимых пределов. Отмена «русского языка» в судах и канцеляриях Великого княжества Литовского сняла последнюю препону на пути полного слияния дворянства двух частей Речи Посполитой. Католическая культура Барокко, однородная система воспитания и образования, светская мифология сарматизма и вообще вся сословная субкультура шляхетства обеспечивали живучесть и прочность интегрального шляхетского самосознания. И вместе с тем события первой половины XVIII в. показали, что шляхта как сословие была уже неспособна управлять Польшей и обеспечить суверенитет польского государства.

В середине и во второй половине XVIII в. происходят быстрые перемены. Формируются так называемые «новая шляхта» и «новая магнатерия». Их отличие от старого дворянства затрагивало не столько правовой статус или экономическую роль, сколько культуру, уклад жизни, мировоззрение. Интеллектуально и ценностно это дворянство было ориентировано на Запад. Именно эти социальные группы составили главную опору предпринятых в Польше преобразований.

ПОЛЬША В XVII-XVIH вв.: КУЛЬТУРА

Большая часть XVII и XVIII вв. в истории Польши приходится на периоды господства культуры Барокко и Контрреформации. С 30-40-х гг. XVIII в. можно отсчитывать эпоху Просвещения в истории польской культуры. На протяжении обоих столетий

польская культура была включена в общеевропейские культурные процессы, представляя их региональный вариант. Культура Барокко была теснейшим образом связана с Контрреформацией и Католической Реформой в Европе; культура Просвещения — с секуляризацией и дехристианизацией».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: