double arrow

Школьная реформа

Важнейшей реформой Иосифа II явилось преобразование школьного обучения. Еще в 1775 г. был создан школьный устав, предписывавший обязательное обучение всех детей от 6 до 12 лет. До этого в Чехии имелось 1500 школ, теперь же наблюдался не только количественный, но и качественный их рост. До 1787 г. число школ увеличилось на четверть, в следующее десятилетие — еще на 500, к концу 90-х гг. их стало 2601. Несмотря на предписание о всеобщем посещении школы, от 20 до 40% детей на занятия не являлись. В «главных школах» преподавание велось на немецком языке, в «нормальных» преподавался латинский. Существовали также гимназии иезуитского, пиарист-ского и других церковных орденов. После упразднения иезуитского ордена в 1773 г. произошла реформа гимназий, за 1772— 1778 гг. 34 гимназии в чешских землях были закрыты, осталось лишь 20. Условием поступления в гимназию являлось знание немецкого языка, на котором велось преподавание в первых двух классах (из шести). В четырех старших классах обучение проходило на латинском языке. На рубеже 70 и 80-х гг. в трех пражских гимназиях обучались две трети всех гимназистов Чехии. Большинство учителей придерживались идей йозефинизма. В целом период развития чешской школы после 1775 г. следует оценивать как прогрессивный.

Развитие низшего и среднего школьного образования в конце XVIII — первой половине XIX в. является неотъемлемой частью всего процесса формирования чешского народа Нового времени. Развивающиеся капиталистические производственные отношения требовали большой армии молодых, относительно образованных людей, способных выполнять функции в производстве, в государственном аппарате, в общественных учреждениях. Кроме того, чешские школы стали важным фактором национального Возрождения. Просвещая значительную часть молодежи, они создали предпосылки для общего роста культуры народа.

Прошла реорганизация и высшей школы. В монархии Габсбургов находился старейший в Центральной Европе университет — Пражский (были и другие, например, Венский), где традиционно существовали факультеты философский, юридический, медицинский и теологический. Философский факультет считался связующим звеном между гимназиями и тремя остальными факультетами. Именно он подвергся существенной реорганизации: основное внимание стали уделять развитию природоведческих дисциплин и истории. Новые кафедры обеспечивали изучение философских, математико-астрономических и исторических наук, а также филологии и эстетики, агрономии, инженерных дисциплин. Факультет из двухлетнего стал трехлетним, а в обязательной части курса обучения главное внимание стало уделяться практическим дисциплинам. В 1784 г. светские факультеты избавились от пережитков схоластики, отменялась церковная цензура, а языком преподавания вместо латинского стал немецкий. Было введено обязательное посещение основного цикла лекций и сдача экзаменов в установленные сроки. Даже в, казалось бы, далеких от практики общественных науках создавались предпосылки для удовлетворения потребностей времени. Во время коронации Леопольда II как чешского короля в Праге было принято решение о создании в 1791 г. кафедры чешского языка. Она тоже имела практическое назначение. Так, лекции Ф.М. Пелцла, первого профессора этой кафедры, не относились к числу обязательных и посещались теми, кто предполагал работать среди чехов священниками и 'чиновниками.

Изменения в обучении на философском факультете были призваны улучшить подготовку студентов (как и на факультетах юридическом и медицинском), отсюда — внимание к естественным наукам и истории. В результате начатых с 1774 г. реформ университет избавился от церковного контроля и вошел в состав учреждений абсолютистского государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: