Словацкая культура в X—XIV вв. Развитие образованности. Архитектура словацких городских центров

Словакия в условиях феодальной раздробленности.Матуш ЧакТренчинский. Положение городов в XIV в.

В условиях феодальной раздробленности в начале XIV в. территория Словакии оказалась разделенной на две части. Могущественным правителем ее западных земель стал Матуш Чак Тренчинский (1260—1321), противостоящий центральной королевской власти. Разгром королем Карлом II Робертом (1308—1342) феодальной оппозиции привел к восстановлению системы феодальной зависимости, укреплению крупных феодальных хозяйств, развитию городов и торговли. К этому времени и в новых, и в старых городских центрах немецкий патрициат стремится взять в свои руки городское управление.

В XIV в. были основаны многие нынешние крупные города Словакии. Они добиваются автономии в управлении и судопроизводстве и становятся центрами притяжения беднейших слоев населения. Преобладающую часть словацкого общества составляли

зависимые крестьяне, которые выполняли феодальную ренту, платили церковную десятину и с XIV в. так называемую «девяти-ну» — натуральный налог с зерновых и вина в пользу государства. Введение новых повинностей, усиление барщины последовали вслед за появлением османской угрозы. Так, в 1397 г. была введена специальная антитурецкая дань. Заметное ухудшение жизни сельского населения в конце XTV в. вызывает противодействие крестьян. Восстания, бегство в города и горы приобретают массовый характер.

С начала XIV в. Словакия становится областью активной транзитной торговли. Это способствует установлению во всех сферах деятельности более тесных контактов с развитыми регионами Европы. Быстрое развитие городов, особенно со второй половины XIV в., приводит к тому, что они становятся культурными центрами. Здесь начинает распространяться светская образованность. По-прежнему сохранили свое значение и капитульные школы в Нитре, резиденции епископа в Братиславе и Спише. Для молодых дарований из Словакии становятся престижными Пражский, Венский и Краковский университеты.

Традиции романского стиля, для которого были характерны массивные каменные храмы-крепости со стенами, украшенными фресками, в конце XIII в. постепенно уступают место готике. Хотя оригинальная архитектурная школа в Словакии в XIV в. не сложилась, местное зодчество отличается заметным своеобразием. Во второй половине XIV в. словацкие мастера возводят ряд церквей с опорной готической системой сводов. Наиболее известное сооружение — Собор св. Елизаветы в Кошице. Его строительство (после пожара) продолжалось с конца XIV до середины XV в. Ратуши, многочисленные каменные дома городской знати и мещан украшают города. Широкий размах получает возведение вписанных в пейзаж замков местных аристократов.

Если в архитектуре прослеживается влияние пражской школы, то в настенной живописи, особенно в среднесловацких шахтерских центрах, заметно воздействие итальянских мастеров. На словацкий «прекрасный стиль» оказали влияние чешская, а с начала XV в. — венская живописная традиции. Наиболее ярко в готике проявила себя Спишская область. Широкую популярность приобрела деревянная пластика алтарного убранства. На протяжении XIV столетия анонимные авторы совершенствуют свою технику, отказываются от статичного положения фигур, создают все более лирические и выразительные образы мадонны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: