double arrow

Македония как объект «культурной пропаганды» Болгарии, Греции и Сербии


С начала 80-х гг. XIX в. Македония превратилась в арену столкновений интересов Болгарии, Греции и Сербии. До середины 90-х гг. основной упор делался на так называемую «культурную пропаганду».

Форпостом в проведении Болгарией политики ирредентизма как основного средства реализации ее национально-государственных интересов, предполагавших присоединение Македонии, выступал учрежденный в 1870 г. султанским фирманом Болгарский экзархат. Он претендовал на 13 епархий в Македонии. Однако прежде всего экзархату было необходимо добиться подтверждения в изменившихся после русско-турецкой войны 1877—1878 гг. условиях действенности фирмана. В данном случае ему пришлось столкнуться с Константинопольской патриархией, провозгласившей экзархат схизматической церковью. Глава экзархата Иосиф I (1840—1915) отстаивал возможность создания церковных организаций по национальному признаку. Более того, подчеркивалось, что собственно Константинопольская патриархия является по своему характеру греческой и способствует реализации «эллинской великой идеи». В 1883 г. экзарху, использовавшему конфликт между патриархией и властями Порты, удалось добиться признания правомочности фирмана.




Затем экзархат счел целесообразным содействовать созданию сети болгарских школ с целью формирования болгарского национального сознания у славянского населения Македонии. В 1883 г. было учреждено школьное попечительство, которое должно было заботиться об открытии начальных и средних школ, определять сумму временных и постоянных пособий для тех общин, которые сами не были в состоянии поддерживать свои школы, назначать учителей, составлять школьные программы и т.д.

Содержание школ, председателей общин и митрополитов, а также их наместников составляло основную статью расходов экзархата, который получал средства из государственного бюджета Болгарии. Так, из 332 школ Салоникского вилайета в 1902 Г.

105 находились на содержании экзархата, 136 — на содержании экзархата и общин, 89 — только общин. Таким образом, экзархату удалось добиться значительного расширения подчиненных ему школ в Македонии и во Фракии: от 111 в 1883 г. до 878 в 1902 г.

Экзархату приходилось выдерживать конкуренцию прежде всего со стороны греческих школ, численность которых в Македонии в 1886 г. составила 846. Это заставляло прилагать усилия по улучшению качества образования. Однако проблема комплектования педагогического состава являлась весьма острой. Согласно статистике экзархата за 1906 г., из 1228 учителей сельских школ 551, т.е. 46%, имели или только начальное образование, или не более 4 классов средней школы. Не видя в Македонии никаких перспектив, получившие образование эмигрировали в соседние балканские страны. В 1908 г. Иосиф I вынужден был обратиться к министру иностранных дел и исповеданий Болгарии с просьбой не принимать на работу учителей из Македонии и Фракии, если только они не скомпрометированы перед турецкими властями.



Несмотря на прилагавшиеся усилия, Болгарскому экзархату, по утверждению Иосифа I, удалось основательно закрепиться только в Монастирском вилайете. На юге Македонии были сильны позиции Греции, а на севере постепенно возрастало влияние Сербии.

Сербия включилась в борьбу за установление своего влияния в Македонии с начала 80-х гг. XIX в. В июне 1881 г. между Австро-Венгрией и Сербией был заключен союзный договор, в ст. 7 которого оговаривалось, что Австро-Венгрия не будет препятствовать территориальному расширению Сербии в южном направлении. В 1886 г. возникло Общество св. Савы, которое занималось изданием и распространением учебников, обучением находившихся на заработках в Сербии выходцев из Македонии и т.д. В Константинополе по инициативе сербского посла Ст. Новако-вича было образовано Общество сербо-македонцев. В 1890 г. координационной работой по открытию сербских школ в Македонии, их содержанию, распространению литературы и т.д. занялись консулы в Ускюбе (Скопье), Монастире и Сересе. В своей деятельности сербская сторона опиралась, в частности, на Константинопольскую патриархию. В 1902 г. в Ускюбскую епархию был назначен сербский митрополит Фирмилиан.

Обосновывая правомочность своих претензий на Македонию, стороны ссылались на «историческое право», а также на этнический состав ее населения, который трактовался ими в соответствии с собственными интересами. Согласно считавшимся в Болгарии наиболее достоверными данными, в 1900 г. в Македонии



проживало 2 258 224 человека: 1 181 336 болгар, 228 702 грека, 700 сербов, 80 766 валахов (влахов), 128 711 албанцев, 499 204 турка, 67 840 евреев и т.д. Официальной сербской статистикой в Македонии насчитывалось 2 048 320 сербов, 57 600 болгар, 201 140 греков, 165 620 албанцев, 231 400 турок, 69 665 валахов, 64 645 евреев и т.д. Греческая сторона исходила из того, что в Македонии (без Косовского вилайета) проживало 1 724 818 человек: из них 652 795. греков, 332 162 болгарина, 634 017 турок, 25 101 валах, 53 147 евреев.

Объективно деятельность Болгарии, Греции и Сербии по расширению численности своих школ в Македонии, модернизации образования и т.п. способствовала созданию слоя интеллигенции, главным образом учителей. Именно последние стали силой, инициировавшей борьбу за освобождение Македонии, с которой они связывали также надежды на изменение своего социального статуса.







Сейчас читают про: