IV. ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Российский кинематограф двухтысячных
Тема 13.
Литература
Постмодернизм в кино
«Усталость» от культуры в постмодернистских практиках. Поэтика фильмов П.Гринуэя: цитатность, интеллектуализм, ассоциативность, полистилистика. Фильм как модель культуры. «Интеллектуальные комедии» В.Аллена. Игра с жанрами в кинематографе Д. Линча. Фильмы Тарантино – раскодирование конвенций.
Основная:
1. Гладильщиков Ю. Справочник грез. Путеводитель по новому кино. 240 лучших фильмов десятилетия / Юрий Гладильщиков. - Москва: КоЛибри, 2008. - 528 с.
2. Юренев Р. Краткая история кино. М., 1998.
3. Век кино. М., 1996
4. История зарубежного кино. 1945-2000 гг. М., 2005.
Дополнительная:
5. Делез Ж. Кино. М., 2004
Доступность литературы:
№ 1-3, 5 – в библиотеке гуманитарного университета
№ 4 – в публичной библиотеке им. В. Г. Белинского
Отношение к советскому прошлому: ностальгия, травмы, критика. Зрелые советские режиссеры отвечают вызовам пересмотра истории: В. Абдрашитов «Магнитные бури», А. Миндадзе «В субботу», С. Соловьев «Асса 2», «Петя по дороге в Царствие Небесное» Н. Досталя, «Край» А. Учителя. Диагностика болезней общества в творчестве А. Балабанова.
|
|
Проблема «отцов» и «детей» в фильмах «Вор», «Водитель для Веры» П. Чухрая, «Свои» Д. Месхиева, «Стиляги» В. Тодоровского.
Метафизический кинематограф А. Звягинцева и А. Сокурова.
Кинодок. Творчество В. Германики
Российская повседневность в фильмах Б. Хлебникова, А. Попогребского, В Сигарева, Н. Хомерики, А. Мизгирева.
Поиски нового языка кино в фильмах С. Лобана.
Литература
Основная:
1. Новейшая история отечественного кино. 1986 – 2000. В 7 т.т. 2002 – 2007
2. Туровская. М. «Герои “безгеройного времени” (заметки о неканонических жанрах)» [Электронный ресурс - https://seance.ru/library/]
Дополнительная:
1. «Сокуров. Части речи.» Издательство «Мастерская Сеанс», СПб., 2011
2. https://seance.ru/category/names/balabanov-aleksey/
3. https://seance.ru/category/names/zviagintsev-andrey/
Доступность литературы:
Интернет-ресурсы.
Тема 2. Ведущие жанры раннего кинематографа.
Задачи:
В ходе занятий студенты:
Ø познакомятся с ранними жанрами кинематографа
Ø сформируют представления о звездах немого кино
Ø поймут, в чем новизна открытий Ч. Чаплина
Основные понятия и персоналии: мелодрама, комедия «затрещин», вестерн, Макс Линдер, Бастер Китон, Дуглас Фэрбенкс, Лилиан Гиш, Аста Нильсен, Валентино, Вера Холодная, Иван Мозжухин
Вопросы:
1. Почему жанр комедии доминировал в раннем кинематографе?
2. Комедии-триллеры Г. Ллойда
3. Мелодраматические сюжеты в раннем кинематографе, амплуа жертв, любовников, злодеев.
|
|
4. Фильмы раннего Чаплина: общее и особенное при сравнении с героями М. Линдера, Б. Китона и Г. Ллойда
5. Маска и характер в фильмах Ч. Чаплина
6. Гражданская позиция Ч. Чаплина – фильм «Великий диктатор»
7. Почему Ч. Чаплин понятен всем?
Результат:
В результате освоения содержания занятия студенты:
ü знают звезд немого кино
ü понимают природу чаплиновского юмора
ü умеют находить специфику жанров немого кино;