Литература
Литература
Основная:
1. Гинзбург С.C. Кинематография дореволюционной России / С. С. Гинзбург. — М.: Аграф, 2007. — 490 с.
2. Звезды немого кино: [сб. ст.]. - Москва; Владимир: АСТ Зебра Е: ВКТ, 2008. - 330 с.
3. Юренев Р. Краткая история кино. М., 1998.
Дополнительная:
4. Век кино. М., 1996
5. Гиш Л. Кино, Гриффит и я. М., 2002
6. Нусинова Н.И. Когда мы в Россию вернемся: Русское кинематографическое зарубежье, 1918 – 1939. М., 2004.
7. Самутина Н. Раннее кино как
7. Чаплин Ч. Моя биография. М., 2000.
8. Энциклопедия кино. США. М., 2003
Тема 4. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ 20-30-х г.г.
Задачи:
В ходе занятий студенты:
Ø познакомятся с творчеством С М. Эйзенштейна.
Ø сформируют представления об открытиях мастера в области монтажа
Ø поймут, в чем новаторство режиссера
Основные понятия и персоналии: монтаж «аттракционов», интеллектуальный монтаж, вертикальный монтаж, принцип контрапункта, С. М. Эйзенштейн, Н. Клейман
Вопросы:
1. Тема революционной массы в фильмах «Стачка», «Октябрь», «Броненоец Потемкин»
2. Историческая достоверность и художественная условность в творчестве С. М. Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный»,)
3. Эйзенштейн и советская цензура.
4. Советская эксцентрическая комедия. Критика буржуазности в комедиях Я. Протазанова.
5. Проблемы нового быта в советских комедиях – «Третья Мещанская» А. Роома.
6. Советская музыкальная комедия. Творчество Г. Александрова и Л. Орловой.
Основная:
1. Трошин А.С. С. М. Эйзенштейн. Монтаж. М., 2000.
2. Эйзенштейн С. Собр.соч. в 6 т.т. М., 1964
3. Юренев Р. Краткая история кино. М., 1998
4. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 2007.
5. Добренко Е. Советское кино и сталинский исторический нарратив. М.: НЛО, 2008
6. Зоркая Н. История советского кино. М. 2005.
7. Рошаль Л. Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет на фоне эпохи. М., 2007.
Тема 9. Отечественный кинематограф: от «оттепели» до «постперестройки»
Задачи:
В ходе занятий студенты:
Ø познакомятся с развитием отечественного кинематографа второй половины ХХ века
Ø сформируют представления об основных проблемах советского кинематографа
Ø узнают о месте советского кинематографа в мире
Основные понятия и персоналии: «оттепель», поэтический кинематограф, авторское кино, М. Калатозов, Г. Чухрай, А Столпер, Л. Кулиджанов, В. Мотыль, А. Тарковский, Э. Рязанов, А. Герман, Л. Шепитько, М. Швейцер, В.Шукши, С. Параджанов, О. Иоселиани, Т. Абуладзе, Г. Данелия, М. Хуциев, В. Абдрашитов, Д. Асанова, С. Соловьев, М. Калик, К. Муратова
Вопросы:
- Эволюция темы войны в кинематографе конца 50-х – 70-х. (Л. Кулиджанов, М. Калатозов, Г. Чухрай, А. Тарковский, А. Герман, В. Мотыль, Л. Шепитько)
- «Поэтический кинематограф»: новое мировоззрение, новая городская реальность, основные сюжеты и герои
- Национальные варианты «авторского кино» (С. Параджанов, Т. Абуладзе, О. Иоселиани)
- Режиссерский портрет А. Тарковского: поэтика фильмов
- Антропологические портреты современников в фильмах В. Абдрашитова, С. Соловьева, К. Муратовой
Литература
Основная:
1. Зоркая Н. История советского кино. М. 2005.
2. Юренев Р. Краткая история кино. М., 1998.
Дополнительная:
3. Тарковский А. Запечатленное время. М., 1997
4.. Фрейлих, С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для студентов вузов / С. И. Фрейлих. — 5-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2008. — 508, [1] с. — (Gaudeamus) (Учебник для вузов). — Рек. М-вом культуры РФ для вузов
5. Церетели. К. Сергей Параджанов. Исповедь. СПб., 2001