Верования и элементы знаний

Широко кругом простирается небо вдали, Но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, Повсюду на этой земле только слуги царя.

Земля, обрабатывавшаяся большесемейными коллективами во главе с ши, не была, таким образом, их собственностью, так как права на нее имели главы более крупных родственных групп; номинально она принадлежала правителю, олицетворявшему вершину всей иерархической пирамиды.

Представление о том, что глава родственной группы того или иного порядка является старшим родственником, воплощавшим интересы всей группы в целом, скрадывало и маскировало отношения социального неравенства и эксплуатации, существовавшие внутри этих групп. Присваивая часть продуктов, произведенных младшими род-


ственниками шужэнь, ши должен был передавать долю этих продуктов в пользу представителя более высокого социального слоя, стоявшего во главе более широкой родственной группы — дафу. Поэтому, по словам чжоусцев, «гун кормится данью, дафу кормится поселениями, ши кормится полями, шужэнь кормится своей силой».

Таким образом, в основе имущественного неравенства в чжоуском обществе лежало неравенство социальное, а не наоборот; представитель социального слоя был знатен не потому, что он был богат, а, напротив, он был богат потому, что знатен. Можно сказать, что положение человека в обществе определялось в тот момент, когда человек появлялся на свет. У чжоусцев преемником отца был лишь один старший сын. Между тем в иньское время наиболее распространенным порядком наследования была передача прав не от отца к старшему сыну, а от старшего брата к младшему.

Суровые природные условия: палящая жара, леденящий холод, резкий ветер, бурные разливы рек, сильная засуха, хищные звери, населявшие чащи лесов и заросли кустарников, — все это породило страшные образы богов в фантазии людей, беспомощных перед силами природы. Древние китайцы видели во всех явлениях природы действия духов и богов. Они обожествляли облака, дождь, ветер, гром, горы и ручьи. Часто духи представлялись им в образе чудовищных животных и птиц. Человеку нужны были надежные защитники, отсюда возникло и другое верование — культ предков. Дух предков должен был заботиться о потомках. Он мог оградить человека от козней злых духов, гнева богов и от ударов судьбы. Очевидно, сновидения навели древних на мысль, что одна душа прикреплена к телу, а другая может покидать человека и странствовать самостоятельно. После смерти человека одна душа могла отправиться на небо, а другая — надолго остаться в теле. Душам умерших предков нужно было служить всю жизнь — заботиться о могиле, приносить пищу, совершать и другие жертвоприношения. Чтобы душа ни в чем не нуждалась, в могилу клали разные предметы, оружие, пищу, а иногда сопогребали людей. Если же потомки не почитали предков, то души последних превращались в злых духов и мстили людям. Культ предков как пережиток родовых отношений сохранился в Китае на многие столетия.

С образованием государства возникло представление, хотя и довольно смутное, о верховном божестве — шанди, которое позднее трансформировалось в могущественное Небо. Большое место в жизни древних людей занимали жертвоприношения, ритуальные обряды и особенно гадания, без которых не начинали ни одного дела.

Древние люди накопили некоторые знания об окружающем их мире. По их представлениям, во вселенной шла беспрестанная борьба двух противоположных начал: силы света, тепла, активного мужского начала — ян и силы тьмы, холода, пассивного женского начала — инь; что мир состоит из пяти первоэлементов: воды, огня, земли, дерева и металла. Их знания смешивались с фантастическими образами и религиозными суевериями.

Они думали, что земля квадратна, а небо над нею имеет форму окружности; их собственная родина находится в центре земли и покрыта небесами. Поэтому они называли свою страну Тянься — Поднебес-


ной или Чжунго — Срединной страной. В странах, находившихся в углах квадратной земли и не покрытых небом, нет смен сезонов года и движения небесных светил, там лежат пространства зыбучих песков или сплошной воды. Все там не так, как в Поднебесной. Все там хуже и неустроенно. (Этот миф позднее лег в основу учения об исключительности китайской империи, о ее превосходстве над другими странами и народами.) Древние люди создали легенду о небесной катастрофе, которая чуть не привела к падению неба на землю. Хотя угроза была предотвращена, медный столб, поддерживающий небосвод покосился, наклонилась и земля. В результате все реки Поднебесной текут на восток, а небесные светила движутся на запад.

Древним земледельцам было необходимо правильно определять сроки начала и конца полевых работ, поэтому рано возникло календарное исчисление времени. По календарю, созданному шан-иньцами, счет времени велся по 60-дневному циклу, а год состоял из 13 месяцев, определявшихся по полнолуниям. Позже был создан солнечно-лунный календарь. Проверка дат осуществлялась при помощи наблюдений за тенью бамбукового шеста.

Практическим целям служили и наблюдения за небесными светилами, что заложило основу развития астрономических знаний. Древние люди располагали и некоторыми сведениями по медицине, используя для лечения различные растения. Строительство целых поселенийгородов с большими зданиями и валами, устройство каналов свидетельствовало о развитии точных знаний.

Примитивное письмо на кости и дереве не давало возможности фиксировать большие сочинения, зато устно передавались из поколения в поколение исторические предания и мифы, записанные позже в «Шуцзин» («Книга истории»), народные песни, собранные затем в «Шицзин» («Книга стихов»), элементы предсказаний оракулов и философских рассуждений, составивших часть «Ицзин» («Книга перемен»). К календарным записям стали прибавляться краткие записи событий, так в I тыс. до н. э. возникли летописи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: