Реформа образования

Положение ухудшалось тем, что программу радикальной модернизации Столыпин начал на волне деградации верховной власти. Государственный аппарат Российской Империи был не просто поражен коррупцией, но и утратил моральные качества, необходимые для руководства страной. В настроениях высших кругов, при дворе, господствовали суеверия, мистицизм, антиинтеллектуальные течения. Печально известный мистик-авантюрист Распутин был лишь наиболее одиозным деятелем из многих.

Регрессивной для России стала политика в области образования. Даже копирование западных образцов приобретало уродливые черты. Сам Николай II был одержим идеей учредить в России западную школу "двух коридоров", где один "коридор" был для элиты, а другой - для низший сословий.

На массовые протесты ученых и интеллигенции он не обращал внимания, что способствовало падению его и так невысокого авторитета в этих кругах. В своих заметках "Мысли, подлежащие обсуждению в Государственном совете" он пишет: "Средняя школа получит двоякое назначение: меньшая часть сохранит значение приготовительной школы для университетов, большая часть получит значение школ с законченным курсом образования для поступления на службу и на разные отрасли труда". Царь к тому же был одержим идеей уменьшить число студентов и считал, что такая реформа школы сократит прием в университеты.

Николай II требовал сокращения числа "классических" гимназий - как раз той школьной системы, которая давала образование "университетского типа". Он видел в этом средство "селекции" школьников, а потом и студентов, по сословному и материальному признакам - как залог политической благонадежности.

Царь был противником допуска в университеты выпускников реальных училищ, более демократических по составу, чем гимназии. Когда А.Н. Куропаткин подал предложение принимать "реалистов" (выпускников реальных училищ) на физико-математические факультеты как лучше подготовленных по этим предметам, нежели гимназисты, царь ответил отказом.

В результате в стране стал образовываться слой способных и деятельных людей, которые получили хорошее среднее образование, но только из-за принадлежности к низшим сословиям были исключены из системы высшего образования. Россия не только теряла их как будущих ценных профессионалов, все было намного серьезнее - эти люди часто пополняли среду активных революционеров, справедливо полагая, что только кардинальные изменения общества могут изменить эту крайнюю несправедливость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: