Интеллигенция и крестьяне

Интеллигенция в общем не имела представления о самых главных сторонах жизни крестьян, и прежде всего об их питании. Это очень хорошо видно по содержанию статей в газетах той поры. Газеты пестрели передовицами о том, как лучше организовать подвоз зерна по железной дороге к портам и пр. Это поразительно, но русские интеллигенты судили о положении русских крестьян на основании положения Западноевропейских и американских фермеров.

Достоверная информация о реальной жизни крестьян всё-таки доходила до общества. Первыми забили тревогу военные из-за того, что наступление капитализма привело к резкому ухудшению питания, а затем и здоровья призывников в армию из крестьян.

Будущий главнокомандующий генерал В.Гурко привел данные, что с 1871 по 1901 г. 40% крестьянских парней впервые в жизни пробуют мясо в армии. Генерал А.Д. Нечволодов в известной книге "От разорения к достатку" (1906) приводит данные из статьи академика Тарханова "Нужды народного питания", согласно которым русские крестьяне на душу населения потребляли продовольствия на 20,44 руб. в год, а английские - на 101,25 руб.

Также этим известны и статьи великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, который прямо говорил, что "даже в самый благополучный год, сельская община балансирует на грани голода". В деревне стала складываться опасная ситуация.

Тем не менее, большинство интеллигенции не могло в это поверить.

Применяя для анализа ситуации в стране западные экономические теории они неизбежно получали то, что крестьянин не только не получал прибыли от своего труда, но и постоянно был в убытке. Получая такой "дикий" результат, они неизбежно подвергали сомнению и отбрасывали как ложную, реальную информацию о действительном положении на селе.

Капиталистическая индустриализация и крестьяне

После реформы 1861 г. положение крестьян поначалу улучшилось, повышалась урожайность. Но затем крестьяне стали ощущать наступление капитализма, который оказался применен в условиях России.

Железные дороги стали просто "высасывать" продукты сельского хозяйства. В Западной Европе и Америке, железные дороги способствовали быстрейшему вывозу излишков сельскохозяйственного производства. Но в климатических условиях России излишков попросту не было, и железные дороги стали средством полного выжимания из хозяйства последнего пуда, последней копейки. По железным дорогам было легко перебрасывать войска, чтобы выбить из крестьян недоимки.

Крестьянство было главным источником ресурсов для капиталистической индустриализации, и товарность их хозяйства искусственно повышалась денежными податями и налогами.

Выколачивать из крестьян средства взялись и государство, с его податями и денежными налогами, и арендаторы-помещики. Из этих средств они обеспечивали достаточно высокий уровень прибыли для западных акционеров. Примерно половина хлеба, произведенного крестьянами, шла на экспорт, превращаясь в твердую валюту, как сегодня нефть и газ (при этом сами крестьяне получали от экспорта в среднем около 10 руб. в год на двор). При этом хлеботорговлей из России опять-таки занимались в основном банки с западным капиталом (доля иностранного банкового капитала в экспорте хлеба составляла 35-40%).

В России регулярно возникал массовый голод, который раньше случался, но не с такой ужасающей частотой. Кстати, не знали такого страшного голода до капитализма ни в Европе, ни в Индии, ни в империи ацтеков.

До 1917 г. весь прибавочный продукт нещадно изымался из села, власти открыто говорили -"недоедим, а вывезем". Естественно, имелось в виду, что "недоедят", то есть будут голодать именно русские крестьяне, а не банкиры и помещики.

Все относительно развитые страны, производившие менее 500 кг зерна на душу населения, зерно ввозили. Россия в рекордный 1913 г. имела 471 кг зерна на душу - и вывозила очень много зерна - за счет резкого сокращения внутреннего потребления, причем именно крестьян. Даже в 1911 г., в год исключительно тяжелого голода было вывезено 53,4% всего зерна - больше и относительно, и тем более абсолютно, чем в годы предыдущего пятилетия. Ради прибылей русских капиталистов и западного капитала были убиты голодом миллионы крестьян.

Из села изымался весь прибавочный и значительная часть необходимого продукта. Не удивительно, что часто при таком изъятии у крестьян оставалось зерна на уровне "голодной нормы". А иногда и ниже.

Пояснение: необходимый продукт, это тот, который нужен крестьянину для сева весной, плюс то, что ему необходимо для нормального питания до следующего урожая. То, что сверх этого количества - продукт прибавочный.

Голодная норма - минимальное количество продукта, необходимое для того, чтобы не умереть с голоду и дожить до следующего урожая. Сюда входит и посевной материал, и то, что пускалось в пищу.

Зарождение кулачества

Кулачество возникло как логическое продолжение общинных взаимоотношений на селе. Так как общинная земля распределялась по числу работников в каждой семье, то некоторые семьи, имеющие много детей-мальчиков, получали значительно больше, чем другие.

Мальчики же, вырастая, далеко не всегда стремились остаться "на земле". К концу девятнадцатого века начался экономический подъём и в городах появился дополнительный спрос на рабочую силу. Многие юноши уходили на заработки в города часто оставаясь там. Но земля, распределённая общиной по числу работников, должна была быть возделана, и оставшиеся "на земле" хозяева часто вынуждены были нанимать сезонных работников.

Получалось так, что эти самые семьи, с избытком мужских рук получали серьёзное преимущество перед другими: они получали доход от наёмного труда, плюс то, что приносили в семью те, кто уходил на заработки в город.

Очень скоро началось расслоение среди этих самых "крепких мужиков". Одни остались, как и все остальные, тружениками, которые наёмных работников привечали также как и своих домочадцев. Другие же, получив богатство, использовали его для ростовщичества. Последние и стали называться (в отличие от крепких мужиков) кулаками.

Ростовщичество на селе в то время осуществлялось так: остро нуждающийся крестьянин занимал у такого крепкого мужика зерно до нового урожая с обязательством либо вернуть с процентами, либо отработать, либо и то и другое вместе. Спустя некоторое время ростовщики превращались в настоящих паразитов сидящих на шее у общины ("Мира").

Они уже далеко не всегда работали, превратившись в слой сельских капиталистов, а на них работали задолжавшие им соседи. Ударившись в стяжательство, эти крестьяне попросту объедали Мир.- По этому их и назвали мироедами. С этих пор имя "кулак-мироед" стало нарицательным.

Другое, дополнительное значение слово "мироед" приобрело во время Столыпинской реформы.

Во времена Столыпина, "мироедами" их назвали за право отнять часть земель общины в "отруб", который выводился таким образом из оборота общины, в отруб обычно община была обязана отдать лучшие земли. Таким образом получившие самые первые отруба оказывались в намного лучшем положении, чем следующие их соседи. Если это приобретало характер панической эпидемии разбора земель, то миръ (община) разбирался на отруба, практически "съедался", отсюда и название - мироед.

Для успешного существования кулака ему нужно было как можно большее количество бедноты, так как только доведенный до отчаяния человек может согласиться на самое мизерное вознаграждение за собственный труд и самые кабальные условия займа. Поняв это, абсолютное большинство кулаков стремилось именно к целенаправленному искусственному разорению крестьянской общины. Разоряли для того, чтобы навсегда долгами привязать к своему хозяйству и при этом получить максимум прибыли.

Так как в условиях, когда голодные годы повторяются в среднем каждые 3-4 года, а вся община даже в "хороший" год балансировала на грани голода, откровенные паразиты на шее общины вызывали не только всеобщее осуждение, но и ненависть.

Развитие периферийного капитализма в России

Уже поражение в Крымской войне показало серьёзное отставание России от западных держав в промышленности, технологиях и военном деле. Россия опаздывала с развитием собственной промышленности на 100-150 лет и разрыв с каждым годом увеличивался. Это грозило России в недалёком будущем полным разгромом со стороны стран Запада, оккупации и раздела России между победителями, как это произошло с Китаем в 19 веке.

Как западные державы поступают со слабыми, было видно также на примере Индии и народов Америки, которые истребляли десятками миллионов.

Только современная промышленность позволяла государству производить современные вооружения, чтобы дать адекватный отпор агрессору. Чтобы не допустить развития ситуации по этому гибельному для себя сценарию, Россия должна была спешно развивать свою собственную промышленность намного более высокими темпами, чем западные конкуренты - просто для того чтобы их догнать. В противном случае, пока Россия будет ориентироваться на текущий уровень - потенциальный противник опять уйдет вперед в технологиях и производстве вооружений.

Но, как упоминалось выше, обученная в западных университетах и по западным стандартам интеллигенция и руководящая верхушка России, понимали процесс наверстывания упущенного исторического времени в рамках этих же западных теорий. Сейчас очевидно, что они не понимали того, что в этих областях Запад будет преследовать только свои собственные интересы и их экономические теории, суть, инструмент по навязыванию собственных, западных правил игры всяким прочим. Кроме того, думающим людям было очевидно, что используя западный подход нельзя добиться результатов много выше, чем достиг сам Запад, а требовалось именно это.

В результате первым, за чем стала гоняться элита России, так это за Западными инвестициями в экономику России. Кроме этого, они стали выстраивать в России, что также вполне естественно при слепом копировании, капитализм западного образца.

В результате в России, при активном содействии иностранных инвесторов и советников начала развиваться дополняющая Запад экономика. По своей природе эта экономика была ни чем иным как, так называемым, периферийным капитализмом.

Суть его такова:

Развивались не те отрасли производства, которые нужны для пропорционального развития промышленности страны и ее народа, а те которые приносили наибольшие прибыли западным инвесторам - " дополняющие" Западные производства. Отрасли, которые могли бы составить конкуренцию западным производителям либо подавлялись, либо ставились под контроль западному капиталу. Под такой контроль, при котором нанесение любого ущерба западным производителям исключалась.

При такой схеме торговля любыми товарами, а не только промышленными, происходила не по ценам выгодным российскому производителю, а по ценам, диктуемым Западом. Это особо ярко выразилось при торговле зерном.

Ныне хорошо известно, что когда западный капитализм вторгается в иную культуру и превращает ее в свою периферию, то происходит резкий разрыв между хозяйственной и социальной структурой общества. Ни о каком здоровом национальном развитии при этом не может быть и речи.

Так же было и в России - с одной стороны однобоко развивалась промышленность, а с другой стороны ускоренно разрушался традиционный уклад сельского хозяйства страны с мгновенным по историческим меркам образованием огромных масс обобранных до нитки, доведенных до отчаяния людей. Рост промышленности из-за того, что его определяли интересы не страны, а Запада, сильно отставал от роста армии нищих людей ("свободных рук"), которые не вбирались растущей промышленностью. В стране появились огромные массы бродяг - "босяков", перебивающихся случайными заработками, появилась армия поденных работников, резко выросла преступность.

Царское правительство, сознавая многие неприятности такого навязываемого развития, старалось скомпенсировать диспропорции развития. Составлялись и выполнялись пятилетние планы развития экономики. Но так как развитие всё равно шло по законам, навязанным Западным капиталом, этого было очень недостаточно.

Страна всё более скатывалась на путь, ныне полностью пройденный так называемыми "странами третьего мира". Современный исследователь этого вопроса В. Крылов пишет: "В экономической сфере традиционные уклады развивающихся стран исчезают так же, как это было и в Европе XIX века, но в сфере социальной происходит нечто иное. Разоряемые трудящиеся не вбираются во всей своей массе в современные сектора, но продолжают существовать рядом с ними теперь уже в виде все возрастающего сектора бедности, незанятости, пауперизма, социального распада. И это нечто более грозное, нежели обычная резервная армия безработных в бывших метрополиях. В перспективе капиталистический путь развития должен привести развивающиеся страны не к такому состоянию, когда капиталистические порядки, вытеснив прочие уклады, покроют собою все общество в целом, как это случилось в прошлом в нынешних эпицентрах капитала, но к такому, когда могучий по доле в национальной экономике, но незначительный по охвату населения капиталистический уклад окажется окруженным морем пауперизма, незанятости, бедности".

Внутриполитическое состояние Российского общества на рубеже веков

Кризис доверия к царской власти в конце 19 в.

Этот кризис был вызван несколькими причинами.

Первой причиной была новая волна модернизации. В конце 19 века Россия переживала развитие промышленности по образцам западного капитализма. Но это развитие происходило на принципиально иной культурной и социальной почве. Принципы организации общества, необходимые для капитализма, а именно конкуренция, то есть война всех против всех возведённая в принцип и возвеличивание стяжательства и обогащения любой ценой, были принципиально противоположны культурным стереотипам народа. Они воспринимались как сатанинские и неприемлемые для большинства народа.

Так как основным проводником такой модернизации была царская власть, то это неизбежно стало основной причиной серьёзного падения её легитимности в народе.

Легитимность - это уверенность подданных в том, что правящие слои имеют право на власть, что установленный в государстве порядок непреложен как выражение высших ценностей и он обеспечивает благо и спасение страны и людей. При наличии этой уверенности власть одновременно является авторитетом и государство прочно стоит на силе и согласии. Утрата любой из этих опор - начало краха государства.

Не идти на модернизацию Россия не могла. Иначе, как говорилось выше, она обрекалась на прогрессирующее отставание от всех соседних стран по уровню развития экономики, современным технологиям и, следовательно, по уровню военной мощи. Это создавало серьёзную угрозу захвата и уничтожения Российского государства её соседями, в первую очередь исконным врагом России - Западом.

Но и пойдя на модернизацию, Российская монархия этим подрывала свою власть в стране. Так как модернизация происходила на принципах чуждых русскому народу, то создалось такое положение, что те культурные силы, что поддерживали легитимность традиционных сил Российского государства, оказались оттеснены на обочину общественных процессов.

Убеждение в праведности государства стало подрываться с нарастающей интенсивностью.

Возник катастрофический резонанс между делами подрывающих государственность сил и действиями самого государства. Государство стало восприниматься как аморальное и враждебное собственному народу.

Все действия правящего класса уже нередко воспринимались как преступные и враждебные. Даже вполне разумные, примирительные и даже прогрессивные дела царского правительства стали интерпретироваться общественным сознанием как враждебные и только ухудшали положение. Александр II, осторожно и успешно проведший труднейшую реформу по отмене крепостного права, был убит народовольцами при одобрении целых общественных слоев.

Второй причиной была идеологическая экспансия Запада. Имевшими большой авторитет в общественном мнении западниками был создан ряд "светлых мифов" о Западе и одновременно ряд "черных мифов" о России. Все более широкими становились контакты русской интеллигенции с Западом, где с конца первой трети XIX века в общественном мнении стала господствовать русофобия - представление о Российской империи как деспотической тирании, душительнице всякой мысли и свободы. В этой установке удивительным образом совпадали идеологические противники - и консерваторы, и либералы, а потом и марксисты Запада.

С большим трудом добились европейские правительства участия России, в соответствии с ее обязательствами по Священному союзу, в подавлении революции 1848 г. в Австро-Венгрии - и тут же всеми газетами Россия была оплевана и названа "жандармом Европы". Такое представление о России "импортировалось" на родину, где благожелательно перепечатывали и комментировали модную на Западе книгу французского маркиза де Кюстина - гнусный и подлый пасквиль на государственное устройство России.

Не меньшим влиянием на русскую интеллигенцию обладали политические и экономические теории, разрабатываемые на Западе. Всё, что было произведено на Западе возводилось "западниками" в ранг абсолютной истины, а эти теории и их авторы получили в России исключительную популярность.

Крупнейшей теорией западного происхождения, получившей исключительное влияние на умы российской интеллигенции, стал марксизм.

С конца XIX века быстрая утрата легитимности власти в России стала все более очевидной. Революционеры разных направлений (кроме социал-демократов) стали широко использовать террор, и красноречивым симптомом болезни государства был тот факт, что реакция общества была чуть ли не благожелательной. По делу Веры Засулич, совершившей покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, суд присяжных вынес вердикт: "Не виновна"!

Марксизм

К концу 19-го века экономическая и политическая теория Маркса была общепризнанной на Западе. Его экономические построения легли в основу многих последующих экономических теорий - как социалистических, так и буржуазных. Суть его экономической теории заключается в учении о прибавочной стоимости и доминирующей роли способа производства в жизни общества.

По этой теории суть капиталистического способа производства заключается в том, что стоимость товара, произведённого на капиталистическом предприятии складывается из необходимых расходов на производства и прибавочной стоимости, произведённой рабочим, но которую капиталист забирает себе и использует для собственных личных надобностей. Из этой формулы очень хорошо была видна паразитическая сущность капитализма, что породило ещё и возникновение мощного общественно-политического движения за установление более справедливого общественного строя - коммунистическое движение.

Теория Маркса делила всё общество на классы. Теория классов возникла задолго до Маркса и была разработана рядом европейских мыслителей 18-19 в, но ее обычно ассоциируют с марксизмом. По этой теории буржуазное общество - есть общество классовое, которое делится на два основные класса - наёмных работников и эксплуататоров. Между ними, по теории, существует прослойка, не принадлежащая ни тому, ни другому классу, но обслуживающая нужды класса правящего - интеллигенция, а также не играющие большой роли мелкие классы вроде крестьянства.

Пролетариат - класс наёмных работников, которым ничего не принадлежит кроме самих себя и своего труда. Эторабочие, сельские батраки и пр. Свой труд они продают на рынке труда другому классу - классу буржуазии.

Буржуазия - класс эксплуататоров. Они эксплуатируют пролетариат, являясь собственниками средств производства. По сути - это паразиты общества, наживающиеся на присвоении всего прибавочного продукта, произведённого наёмным трудом. В результате ограбления пролетариата для большинства буржуазии со временем становится совершенно необязательным производительный труд по организации производства.

Для классового общества является абсолютно необходимым существование широкого слоя людей находящихся в бедности.

Бедность является обязательным элементом ("структурная бедность"), которая в буржуазном обществе вызвана не недостатком материальных благ, а целенаправленно и рационально созданный социальный механизм для контроля над обществом, что позволяет полностью контролировать уровень заработной платы и усмирять оппозицию. В условиях России это означало, что бедными и на грани бедности будут около 80% населения страны.

Маркс также создал довольно целостную концепцию "исторического материализма", согласно которой все общества проходят в своём развитии одинаковые стадии (формации): первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое. Переход от одной формации к другой Маркс объяснял ростом производительных сил и переходом к следующему уровню производственных отношений. Уровнем производительных сил определяются по теории, производственные и общественные отношения. Несоответствие общественных отношений развитию производительных сил приводит к революции и смене формаций на более прогрессивную.

Маркс полагал, что с развитием производительных сил в капиталистическом обществе неизбежно возникнут такие условия, что оно будет свергнуто и заменено более совершенным обществом - социализмом, являющимся первой стадией коммунизма - общества без эксплуатации человека человеком. Социализм определялся как общество, в котором ещё есть товарно-денежные отношения, но в котором ликвидирована эксплуатация и, следовательно, паразитизм одной части населения на другой.

Конечной стадией развития общества по Марксу являлся гипотетический коммунизм.

Коммунизм определялся как полностью бесклассовое общество без эксплуатации человека человеком, где общественные отношения развиты настолько, что государство, как инструмент принуждения становится ненужным и отмирает. В этом обществе все равны в правах и возможностях и имеют равный доступ к материальным и духовным благам.

Люди при коммунизме, согласно воззрениям Маркса, будут заниматься тем трудом, который им нравится и больше подходит их способностям. Это общество является обществом материального изобилия - всё есть для всех и в необходимом количестве. Семья в марксовском коммунизме "отмирает", а дети воспитываются обществом.

Политические партии начала века

Затяжной кризис государственности в России, порождённый новой волной модернизации, породил множество групп и партий, выступающих за изменение существующего порядка вещей.

Были группы и движения как монархического, славянофильского направления, выступающие за сохранение монархии, так и группы и движения, выступающие за её слом или какое-либо преобразование. Последние делились на левые партии и движения, и движения правого, часто либерального уклона.

Из наиболее значительных левых были РСДРП и эсеры.

В 1898 году, образовалась Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия - РСДРП. Она образовалась на базе объединения разрозненных марксистских кружков и организаций. Крупнейшей из них был "Союз за освобождение рабочего класса".

Идеология РСДРП строилась на социально-экономической теории Маркса. После революции 1905 года РСДРП распалось на две фракции - меньшевиков и большевиков, которые, по сути, были отдельными партиями. Меньшевики, представляли из себя догматиков-марксистов, считавших, что в России надо строить капитализм. В отличие от них большевики, считали, что капитализм можно избежать и делать в стране сразу социалистическую революцию. В определенной степени большевики синтезировали учение Маркса с идеями народников и народовольцев - сторонников отдельного от Запада пути развития России.

"Народная Воля " была самой многочисленной революционной партией, существовавшей до РСДРП, но в 1881 году она была практически разгромлена царской охранкой. В 1902 году из ряда подпольных групп - остатков "Народной воли" - создаётся новая партия "Партия социалистов-революционеров" - эсеров. Их идеология была очень близка к народникам, из которых они вышли. Идеологию их очень хорошо выразил Н.К. Михайловский: "Дюринг, обосновавший теорию справедливости на чувстве мести, здорового возмездия, гораздо больше подходит к современной русской действительности, чем Маркс, который изучает явления только объективно и не обладает достаточно боевым темпераментом, чтобы понимать условия русской политической борьбы".

Из социалистических партий именно эсеры с самого начала утверждали, что Россия отличается от Западной Европы, и потому характер ее революции и путь к социализму будут иными, нежели на Западе. Они оказались правы, но практика показала, что сама по себе абстрактная социальная философия, лежащая в основе партийной программы, не достаточна для того, чтобы партия смогла сделать верный выбор в момент революционной катастрофы.

Организация партии происходила под контролем охранки с 1899 г. Руководил этим контролем С.В.Зубатов. Через провокатора Е.Ф. Азефа Зубатов организовал и подпольную типографию эсеров. Благодаря Азефу были проведены и аресты эсеров по всей России в 1903 г., а потом в Петербурге. Однако полиция не справилась с растущей партией, она возродилась и завязала связи с другими революционными левыми организациями.

Анархисты. В России первые группы анархистов появились в 1903 году. В 1907 г. движение достигает пика и насчитывает 255 организаций в 180 городах (самые крупные группы находятся в трех "столицах" анархизма - Белостоке, Екатеринославе и Одессе). В движении преобладали евреи - по отдельным выборкам 50%. После поражения революции 1905-1907 г. движение распалось, отдельные группы занимались налетами ("экспроприациями"). Новый подъем начался после Февраля 1917 г., когда из ссылки и эмиграции вернулись видные организаторы и идеологи, главным из которых был князь П.А.Кропоткин. Главным врагом народа они считали государство за уничтожение которого они выступали. Главным источником власти и порядка - самоорганизацию народа.

Также в России существовали и легальные марксисты, некоторые из них были даже высшими сановниками империи. Отрицая идею построения справедливого общества трудящихся, они, тем не менее, были твёрдо убеждены в теории формаций Маркса, а основой их экономических представлений являлась экономическая теория капитализма того же Маркса. А так как по этой теории выходило, что царская Россия находится на стадии феодализма, который менее экономически эффективен чем капитализм, то они выступали за скорейшее преобразование империи в русле построения в ней капитализма.

Практически вся их деятельность была направлена именно в эту сторону. Они выступали за скорейшую индустриализацию страны с образованием мощного слоя капиталистов-собственников и ликвидацию общинного земледелия на селе так как, по их мнению, оно являлось архаичным, малоэффективным докапиталистическим укладом.

Фактически легальные марксисты выступали за уничтожение основы всего сословного общества в Российской империи. Предполагалось также постепенное преобразование монархии в конституционную монархию или даже буржуазную республику.

Среди крупнейших легальных марксистов был министр финансов С. Ю. Витте, который занял свой пост при очень странных обстоятельствах - за год он "вырос" от кассира на железнодорожной станции до министра финансов России - без сомнения его специально готовили на эту роль очень влиятельные силы, примерно как Гайдара в период Перестройки.
Именно С.Ю. Витте принял закон о конвертируемости рубля и введении золотого червонца, после чего из России начался ускоренный вывоз капитала западными банками. Ограниченная конвертируемость рубля сильно мешала им до этого.

Партий до 1905 года легальные марксисты не образовывали. Кроме легальных марксистов была значительная часть людей просто либеральных убеждений, которые составляли основную часть интеллигенции. Они также выступали за преобразование России на Западный, капиталистический лад. По сути, либералами было подавляющее большинство тогдашней элиты империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: