Каллиграфия

Образец китайской каллиграфии времён династии Сун (1051—1108 гг), автограф поэта Ми Фу.

Иероглифы появились в Китае как языковые символы и как средство общения. Со временем их написание породило искусство, называемое каллиграфией (от греч. χαλλιγραφια — «красивый почерк») — эстетическое оформление рукописного текста.

Первые образцы декоративной письменности датируются периодом династии Шан. Известные под названием «панцирного письма» иероглифы вырезались на панцирях черепах и костях животных для записи церемониальных эпизодов. В 221 г. до н. э. произошло объединение Китая под властью великого императора Цинь Ши-Хуанди, который в последствии унифицировал валюту, язык и письменность. Его премьер-министр Ли Сы разработал регулярный почерк для делопроизводства, известный как «малый чжуань». Все знаки в нём одного размера, вертикальной прямоугольной формы, большинство составляющих элементов находятся в верхней части. Линии одинаковой ширины — тонкие, чётко вычерченные, прямые, вытянутые, плавные и текучие. Этим красивым почерком нельзя было писать быстро, но он и по сей день остаётся наиболее популярным при гравировке печатей, его ещё называют штемпельным почерком.

Во времена династии Хань Китай переживал экономический рост, в связи с этим был разработан почерк для государственного делопроизводства. Им стала упрощённая форма малого чжуаня, известная как «ханьский официальный». С его появлением пиктографический элемент стал менее выраженным, тогда как сами линии знаков приобрели большее значение, их изгибы стали более прямоугольными. Китайская письменность достигла поворотной точки: впервые сила нажима кисти стала переменной — в начале линии нажим был максимальным, а к концу постепенно ослабевал.

Многочисленные войны в период поздней Хань привели к необходимости ускоренной передачи информации. Это способствовало развитию очень быстрой формы письма с немногочисленными и простыми правилами, но с сохраняющимися волнообразными горизонтальными линиями. Правление следующей династии Вэй сопровождалось многочисленными внутренними беспорядками. Многие интеллектуалы отвернулись от политики, переключив свою энергию и талант на литературу и искусство. Как ни странно, гражданские волнения привели к потрясающему прогрессу в художественном искусстве и выдвинули величайшие фигуры в истории каллиграфии. Великий мастер Ван Сичжи был непревзойдённым во всех стилях, и его работы остаются лучшими в китайской каллиграфии до сих пор. Золотой век Китайской каллиграфии наступил в период династии Тан (618-907 гг.). В те времена регулярный стиль достиг своего зенита, а все другие стили приняли формы, которые используются и сегодня. Эпоха знаменита большим числом великих художников, которые вдохновляют современных каллиграфов и поныне. Среди мастеров этого периода наиболее почитаемы Янь Чжэньцин (709 — 785) и Лю Гунцюань (778 — 865). Они создали свою собственную школу написания в стиле «кайшу», которая сохранилась по сей день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: