Методология программы КСИ

Общая характеристика и этапы КСИ.

Для исследования и познания частных социальных явлений в различных областях человеческой деятельности разрабатываются частные социологические теории (труда, быта, досуга, культуры, политики, идеологии, физической культуры и спорта и др.). Все эти научные дисциплины принято называть прикладной социологией. Одним из наиболее распространенных методов выявления, сбора и объявления социальных фактов является метод конкретно-социологического исследования.

Конкретные социологические исследования (КСИ) – это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Социологическое исследование включает четыре последовательных этапа:

- Подготовку исследования;

- Сбор первичной социологической информации (ответов опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записей исследователя в карточках наблюдения, анализ документов и т.д.);

- Подготовку собранной информации к обработке и ее обработка на ПК;

- Анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулировку выводов и практических рекомендаций.

Методологический раздел программы КСИ начинается с формулировки проблемы исследования. Именно проблема является непосредственным поводом к проведению социологического исследования и должна обязательно переживаться, оцениваться в качестве проблемы. Она выражается в вопросе, ответ на который не содержится в накопленном социологическом знании. Она выражается в вопросе, ответ на который не содержится в накопленном социологическом знании. Проблемная ситуация возникает тогда, когда есть противоречие в развитии какого-либо социального явления. Например, стремление некоторых спортивных организаций к развитию большого спорта в ущерб развитию массовой ФК и т.п.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Это то, что содержит в себе социальное противоречие. Т.е. в качестве объекта исследования выступает носитель социальной проблемы. Это то, на что направлен процесс познания. Это может быть область социальной действительности, деятельность людей или сами люди (например, отношения зрителей к спортсменам; отношения к ФКС различных групп населения и т.д.). Объект должен быть ограничен: профессиональной принадлежностью, пространственной ограниченностью (регион, город, деревня), функциональной направленностью (производственная, политическая, трудовая и т.п.), временной ограниченностью, возможностью количественных измерений.

Четкое выделение объекта исследования способствует правильной формулировке предмета исследования. Предмет исследования – это те стороны и свойства объекта исследования, которые выражают исследовательскую проблему и подлежат изучению.

Следующий эта программы КСИ – логический анализ основных понятий. Этот этап заключается в том, что исследователь должен определить смысл, вкладываемый им в те понятия, которыми он постоянно оперирует, дать им трактовку. При этом исследователь или дает свое определение анализируемых понятий, или подтверждает свое согласие с формулировкой, данной другим ученым ранее.

Цель исследования – это общая направленность исследования, проект действия. Это тот результат, на который ориентируется данное исследование. Цель КСИ формулируется исходя из того, что является предметом исследования. Например, если предметом исследования является отношение рабочих завода к физической культуре, то цель можно сформулировать так: изучить отношение рабочих завода к ФКС.

Из цели исследования вытекают задачи КСИ, т.е. детализация пути достижения цели.

Гипотеза исследования – это научно-обоснованное предположение о характере развития и функционирования объекта, которое нужно подтвердить или опровергнуть. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Организационно-технический план исследования определяет стратегию и сроки проведения исследования.

Логическая структура применяемого инструментария дает представление о содержании анкеты или интервью, показывает на выявление каких характеристик предмета направлен тот или иной блок вопросов, порядок расположения вопросов и т.д.

Обоснование статистического объекта исследования. Большинство социологических исследований носят не сплошной, когда изучаются все элементы объекта, а выборочный характер. При выборочном характере социологического исследования данные обрабатываются с помощью математических формул и есть вероятность погрешности по отношению к полному количеству изучаемого объекта. В социологии величина выборки определена ориентировочно в 10 % от всей совокупности, хотя во многих случаях исследователи отступают от этой нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: