Мотивация спортивной деятельности – условия, которые приводят в действие занимающегося и под воздействием которых он продолжает заниматься усердно и настойчиво, добиваясь успеха.
Мотивы спортивной деятельности:
- здоровье
- положительные эмоциональные переживания
- увлекательность самого спорта
- формирование двигательных навыков
- развитие морально-волевых качеств
- возможность саморазвития
- самоутверждение, общественное признание, успех
- формирование красивой фигуры
- коллективизм
- самозащита
- эстетические моменты СД
- возможность быть в привлекательной социальной среде
- желание добиться высших достижений (стать чемпионом и др.)
С возрастом у детей происходит изменение ценностных ориентаций и мотивации спортивной деятельности. Знание этих изменений необходимо тренеру для своевременной корректировки своей педагогической деятельности:
- подростки 12-17 лет преимущественно сориентированы на развлечения, больше, нежели молодежь 18-25 лет.
- Отмечены существенные изменения первоначальных установок на занятия спортом. Сначала – мотив «просто нравится заниматься ФУ», затем – «желание стать известным спортсменом».
|
|
Тренеры, работавшие с новичками, более достоверно оценивали менталитет и культурные интересы своих подопечных, нежели тренеры, работающие со спортсменами высокой квалификации (от КМС и выше). Такое положение, по мнению исследователей, обусловлено тем, что дети в младшем возрасте более откровенно делятся со своими наставниками. Специфика работы в ДЮСШ заключается в том, что в них идет профессиональная подготовка спортсменов. Но нельзя забывать, что «спортивный резерв» – это будущие полноправные граждане общества, и их социальная значимость и ценность для общества заключается не только в том, каких спортивных результатов они достигнут, но и в том, какими членами общества они станут, станут ли они личностями, какие социальные роли и настолько эффективно они смогут играть.
В юношеском спорте существуют и морально-этические проблемы. Сравнительный анализ реакций тренеров и спортсменов на нарушения правил «честной игры» свидетельствует, что безразличное отношение у спортсменов встречается в 2,5 раза чаще, чем у тренеров. Активное сопротивление нарушению правил «честной игры» встречалось у тренеров втрое чаще.
По данным исследований, для части спортсменов характерна двойная мораль (30 % опрошенных допускают для себя возможность ради достижения победы в состязаниях нарушить правила соревнований).
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СПОРТИВНОМ
КОЛЛЕКТИВЕ.