Особенности мотивации и менталитета юных спортсменов

Мотивация спортивной деятельности – условия, которые приводят в действие занимающегося и под воздействием которых он продолжает заниматься усердно и настойчиво, добиваясь успеха.

Мотивы спортивной деятельности:

- здоровье

- положительные эмоциональные переживания

- увлекательность самого спорта

- формирование двигательных навыков

- развитие морально-волевых качеств

- возможность саморазвития

- самоутверждение, общественное признание, успех

- формирование красивой фигуры

- коллективизм

- самозащита

- эстетические моменты СД

- возможность быть в привлекательной социальной среде

- желание добиться высших достижений (стать чемпионом и др.)

С возрастом у детей происходит изменение ценностных ориентаций и мотивации спортивной деятельности. Знание этих изменений необходимо тренеру для своевременной корректировки своей педагогической деятельности:

- подростки 12-17 лет преимущественно сориентированы на развлечения, больше, нежели молодежь 18-25 лет.

- Отмечены существенные изменения первоначальных установок на занятия спортом. Сначала – мотив «просто нравится заниматься ФУ», затем – «желание стать известным спортсменом».

Тренеры, работавшие с новичками, более достоверно оценивали менталитет и культурные интересы своих подопечных, нежели тренеры, работающие со спортсменами высокой квалификации (от КМС и выше). Такое положение, по мнению исследователей, обусловлено тем, что дети в младшем возрасте более откровенно делятся со своими наставниками. Специфика работы в ДЮСШ заключается в том, что в них идет профессиональная подготовка спортсменов. Но нельзя забывать, что «спортивный резерв» – это будущие полноправные граждане общества, и их социальная значимость и ценность для общества заключается не только в том, каких спортивных результатов они достигнут, но и в том, какими членами общества они станут, станут ли они личностями, какие социальные роли и настолько эффективно они смогут играть.

В юношеском спорте существуют и морально-этические проблемы. Сравнительный анализ реакций тренеров и спортсменов на нарушения правил «честной игры» свидетельствует, что безразличное отношение у спортсменов встречается в 2,5 раза чаще, чем у тренеров. Активное сопротивление нарушению правил «честной игры» встречалось у тренеров втрое чаще.

По данным исследований, для части спортсменов характерна двойная мораль (30 % опрошенных допускают для себя возможность ради достижения победы в состязаниях нарушить правила соревнований).

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СПОРТИВНОМ

КОЛЛЕКТИВЕ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: