double arrow

Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство

Питер Брейгель Старший (прозв. Мужицкий)
(между 1525 и 1530- 1569) нидерландский живописец, график, рисовальщик.
Посетил Италию, работал в Антверпене, а затем в Брюсселе. В своем творчестве с особой мощью передал народные настроения накануне Нидерландской буржуазной революции. Худож.метод Брейгеля, сформировавшийся под сильным влиянием итальянской живописи Высокого Возрождения,сохранил национальный дух,впитав в себя традиции народного творчества, характерные для нидерландских пословиц и поговорок, лубочных рисунков и гравюр. На полотнах художника представлен органический синтез грубоватого простонародного юмора и сложного философского иносказания, тонкого лиризма и резкой трагедийности, подчеркнутой правдивости и фантастической ирреальности, обилия бытовых деталей и попытки создания обобщенной картины всего мироздания.

Ранние работы Брейгеля Старшего представляют собой в основном сатирические нравоучительные рисунки и живописные композиции, фантастические персонажи которых напоминают причудливые образы Босха («Битва Масленицы и Поста»1559г). Ссередины 1560-х гг. Брейгельначинает писать более сдержанные по колориту и более цельные по композиции монументальные картины, представляющие сцены из крестьянской жизни. В изображениях движущейся человеческой толпы художник в первую очередь стремится подчеркнуть ее мощную жизненную силу и жизнелюбие отдельных ее представителей («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»(«Ярмарка») ок.1567г).

Переживания живописца по поводу бедственного положения соотечественников, изнывавших под испанским игом, привели к созданию аллегорических картин, пронизанных глубокой скорбью и отчаянием («Избиение младенцев»,ок1565г, «Перепись в Вифлееме» 1566г, «Сорока на виселице», 1568г., «Притча о слепых» 1568г, «Калеки» 1568г.)

В зрелых работах Брейгеля со множеством фигур и деталей четко очерченные контуры, экспрессивность образов и сочность локальных световых пятен удивительным образом гармонируют с широким пространством композиции и однородностью тонального решения. Его картины, изображающие природу, сыграли большую роль в становлении национального нидерландского пейзажа. Написанные в сдержанной манере с использованием землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенков, они представляют бескрайние равнины, живописные речные долины, поросшие лесом холмы,на фоне которых естественно и непринужденно выглядят обобщенные изображения населяющих их людей («Зимний пейзаж с ловушкой для птиц»1565, «Охотники на снегу» 1565, «Возвращение стада», 1565, «Жатва»1565, «Сенокос» 1565.)

Брейгель начал многое из того, что стало актуальным для художников следующих эпох. Его творчество—первый живописный опыт в постижении смысла перехода от уходящей эпохи Средневековья в Новому времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: