Для получения голубиного помета, ценного для удобрения, строились башни для голубей, коровий же навоз употреблялся на топливо.
Демокрит, живший за 400 лет до нашей эры подчеркивал, что дело не в широте знания, а в глубине понимания. Он говорил так: мир можно познавать двояко - так, как он воспринимается органами чувств, и так, каким рисуется он нашему уму. «Сладкое существует только во мнении, во мнении существует горькое, во мнении существует тепло, холод, цвета. А чему учит нас разум? Разум знает лишь одну непререкаемую истину: не существует ничего, кроме атомов и пустого пространства». Это очень неопределенные мысли, но все-таки далеко идущие в смысле предвидения. Конечно, это предвидение Демокрита носило случайный характер, но замечательно, что он неуклонно и последовательно проводил свою мысль. Правда, он шел совершенно априорно, от чистого разума, никакого следа эксперимента не было. Но все-таки это замечательное явление -предвидение материальных основ, это иное понимание мира среди тогдашних представлений о богах, с их слишком человеческими вожделениями.
|
|
У Демокрита движение и материя — нераздельное понятие, нераздельны материя и душа, причем, душа тоже соткана из тончайших и нежнейших атомов, «подобных атомам огня». Это чисто механистическое мировоззрение, прообраз будущего материализма, но в упрощенческой примитивной форме.
Реакция на это чисто философское, априорное построение представления о природе проявилась со стороны прикладных наук. Прежде всего, медицина потребовала более конкретных данных. Известный в древнем мире врач Гиппократ (около 460 -370 лет до н. э.) стал возражать против «философствующей медицины» и стал настаивать на прямых наблюдениях. Он говорил, что врачебное искусство обладает верным знанием, на котором в течение долгого времени было открыто много прекрасного и будет открыто все остальное, если люди будут опираться на путь эмпирии - эксперимента, на путь опытов и широко поставленных наблюдений. Гиппократ описал 236 растений, которые применяли в медицине того времени. Среди них белена, бузина, горчица, ирис, миндаль, мята и др.
Но больше всего переходу от отвлеченного умствования к прямому наблюдению в области естествознания способствовал Аристотель. Этот выдающийся естествоиспытатель имел влияние не только в древнем мире, но и в средние века, жил в IV веке до нашей эры, и первым применил то, что мы теперь называем индукцией, т. е. исходил из фактов и на них строил обобщения, а не наоборот, как обычно было до него.
Аристотель ставил задачу так: сначала формулировка вопроса, всесторонняя критика имевшихся гипотез, затем нерешенные проблемы; наконец, после всестороннего освещения фактического материала приводится точно сформулированное резюме как ответ на поставленный вопрос. Четыре принципа положены в основу философии Аристотеля — материя, форма, движущаяся причина и причина конечная, или цель: вещи не возникают из ничего, случайно, а все возникает из чего-то существующего, и это существующее есть материя, принимающая определенные формы.
|
|
Платон говорил о своем ученике (Аристотеле), что ему нужны скорее вожжи, чем шпоры, отмечая этим способность Аристотеля к обширной творческой работе. Но ученик в дальнейшем разошелся с учителем Amicus Plato, sedmagis arnica Veritas*.
Вот как говорил крупный зоолог и палеонтолог Ж. Кювье об «Истории животных» Аристотеля: «Это, бесспорно, один из самых удивительных трудов, оставленных нам древностью, один из величайших памятников, созданных человеческим гением в области естествознания».
Аристотель говорит о различии между растениями и животными, но тут мы наталкиваемся на внешнее описание без проникновения в существо вопроса. Растение по
* Платон мне друг, но истина дороже.