Во второй половине XIX в. организуются опытные станции. В 1864 г. при Рижском политехническом институте была открыта первая сельскохозяйственная опытная станция, а с 1867 г. - опытное поле при Петровской академии. В 1881 г. было организовано Тростянецкое, а в 1885 г. - Полтавское опытное поле. Первая программа Полтавского опытного поля представляет собой коллективный труд наиболее выдающихся агрономов России (Б. П. Черепахин, А. Е. Зайкевич, А. А. Измаильский, Б. К. Квитко и др.). Все опыты ставились с повторностью. Они сопровождались метеорологическими и фенологическими наблюдениями. В 1897 г. в Харькове состоялось совещание заведующих опытными полями России для разработки положения и общей программы работ.
В 1881-1900 гг. по инициативе и на средства Вольного экономического общества и губернских обществ сельского хозяйства было создано много опытных полей в помещичьих хозяйствах. В 1901-1903 гг. было проведено три съезда ученых опытников, где подводились итоги исследовательской работы в области агротехники и селекции сельскохозяйственных культур. Начало систематической работы полевым методом с удобрениями в нечерноземной зоне связано с деятельностью А. Н. Энгельгардта.
О Владимирском опытном поле упоминает в своей книге «Из агрономического прошлого» первый заведующий кафедры опытного дела при Московской сельскохозяйственной академии А. Г. Дояренко.
Он пишет: «Перед закладкой Владимирского опытного поля было проведено предварительное изучение его площади, которое обнаружило резкое различие в плодородии отдельных ее участков, отводимых под опыты. Результаты этого изучения были очень ярко изображены на красочных планах опытного поля, но опыты на этих полях все-таки были заложены без учета их пестроты. Мои спутники, усвоившие излагаемые мною принципы закладки опытных полей, обратили внимание на такое неправильное использование предварительного изучения площади поля и резко раскритиковали всю работу опытного поля, как не имеющую никакой цены, если учесть изображенную на полях пестроту его участков. Сотрудники опытного поля не смогли доказать свою правоту, и горячий спор закончился с нашей стороны резко отрицательной оценкой всей работы опытного поля.
Все это дошло до сведения владимирских земских властей, и вскоре ко мне явились их представители за советом: не следует ли закрыть опытное поле ввиду тех ошибок, которые были допущены при его закладке?
Я их успокоил тем, что в подобном положении находится большинство наших учреждений, так как почти нигде не было проведено надлежащего изучения равноплодоро-дия будущих участков опытных полей. Однако в настоящее время уже разработаны такие методы оценки результатов, которые до известной степени смягчают влияние естественной пестроты полей».
Но земства не ограничивались только устройством опытных станций и контролем за их работой. Другим действенным средством для проведения в массу населения различных способов улучшения земледелия служило тогда устройство коллективных опытов и показательных участков. Обычно они устраивались на крестьянских полях у разных хозяев и в нескольких селениях. Цель таких опытов и участков была в том, чтобы показать населению но-
6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в. _______________________ 21_5_
вые приемы земледелия. Они стали широко распространяться после введения участковой агрономии.
Помимо всего этого оказывали свое содействие и специальным культурам: садоводству, огородничеству, льноводству, хмелеводству, картофелеводству, лесоводству, пчеловодству и т. п. Эти мероприятия, конечно, практиковались в меньшей степени и только в тех местах, где какая-либо из названных отраслей имела хозяйственное значение.
Широко велись в губерниях мероприятия и по содействию льноводству. Земские учреждения через свои склады распространяли семена лучших сортов льна (льна-долгунца), выдавали ссуды на устройство маслобойных и льнообделочных заводов, производили очистку льна и т. д.
Следующим видом деятельности стало улучшение естественных условий сельского хозяйства или, как сейчас говорят, вопросы экологии. Земства придавали большое значение устройству сельскохозяйственных школ и некоторые из них устраивали на свои средства. Чтобы облегчить доступ к школьному сельскохозяйственному образованию, оказывали помощь недостаточным крестьянским семьям и выдавали стипендии на обучение. Стали издавать книжки, материалы которых были приспособлены к данной местности.
К чисто экономическим мероприятиям относились организация мелкого кредита, содействие маслоделию, сбыту сельхозпродуктов, помощь кустарям, содействие кооперации переселенцам и т. п. Этого рода деятельность заключалась в том, чтобы сделать мелкое хозяйство более прочным, более устойчивым в его сношениях с внешним миром и приспособить его к современным условиям товарно-денежного хозяйства. Для этого организовывались ссудно-сберегательные и кредитные товарищества, земские кассы мелкого кредита, которые взяли на себя все кредитные операции.