Дифференциация аграрной науки в XIX - начале XX В. Во второй половине XIX в


Во второй половине XIX в. организуются опытные станции. В 1864 г. при Рижском политехническом институте была открыта первая сельскохо­зяйственная опытная станция, а с 1867 г. - опытное поле при Петровской академии. В 1881 г. было организовано Тростянецкое, а в 1885 г. - Полтав­ское опытное поле. Первая программа Полтавского опытного поля представ­ляет собой коллективный труд наиболее выдающихся агрономов России (Б. П. Черепахин, А. Е. Зайкевич, А. А. Измаильский, Б. К. Квитко и др.). Все опыты ставились с повторностью. Они сопровождались метеорологическими и фенологическими наблюдениями. В 1897 г. в Харькове состоялось совеща­ние заведующих опытными полями России для разработки положения и об­щей программы работ.

В 1881-1900 гг. по инициативе и на средства Вольного экономического общества и губернских обществ сельского хозяйства было создано много опытных полей в помещичьих хозяйствах. В 1901-1903 гг. было проведено три съезда ученых опытников, где подводились итоги исследовательской ра­боты в области агротехники и селекции сельскохозяйственных культур. На­чало систематической работы полевым методом с удобрениями в нечерно­земной зоне связано с деятельностью А. Н. Энгельгардта.

О Владимирском опытном поле упоминает в своей книге «Из агроно­мического прошлого» первый заведующий кафедры опытного дела при Мос­ковской сельскохозяйственной академии А. Г. Дояренко.

Он пишет: «Перед закладкой Владимирского опытного поля было проведено пред­варительное изучение его площади, которое обнаружило резкое различие в плодородии отдельных ее участков, отводимых под опыты. Результаты этого изучения были очень ярко изображены на красочных планах опытного поля, но опыты на этих полях все-таки были заложены без учета их пестроты. Мои спутники, усвоившие излагаемые мною принципы закладки опытных полей, обратили внимание на такое неправильное использо­вание предварительного изучения площади поля и резко раскритиковали всю работу опытного поля, как не имеющую никакой цены, если учесть изображенную на полях пест­роту его участков. Сотрудники опытного поля не смогли доказать свою правоту, и горя­чий спор закончился с нашей стороны резко отрицательной оценкой всей работы опыт­ного поля.

Все это дошло до сведения владимирских земских властей, и вскоре ко мне явились их представители за советом: не следует ли закрыть опытное поле ввиду тех ошибок, которые были допущены при его закладке?

Я их успокоил тем, что в подобном положении находится большинство наших уч­реждений, так как почти нигде не было проведено надлежащего изучения равноплодоро-дия будущих участков опытных полей. Однако в настоящее время уже разработаны та­кие методы оценки результатов, которые до известной степени смягчают влияние ес­тественной пестроты полей».

Но земства не ограничивались только устройством опытных станций и контролем за их работой. Другим действенным средством для проведения в массу населения различных способов улучшения земледелия служило тогда устройство коллективных опытов и показательных участков. Обычно они устраивались на крестьянских полях у разных хозяев и в нескольких селени­ях. Цель таких опытов и участков была в том, чтобы показать населению но-


6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в. _______________________ 21_5_

вые приемы земледелия. Они стали широко распространяться после введения участковой агрономии.

Помимо всего этого оказывали свое содействие и специальным культу­рам: садоводству, огородничеству, льноводству, хмелеводству, картофеле­водству, лесоводству, пчеловодству и т. п. Эти мероприятия, конечно, прак­тиковались в меньшей степени и только в тех местах, где какая-либо из на­званных отраслей имела хозяйственное значение.

Широко велись в губерниях мероприятия и по содействию льноводст­ву. Земские учреждения через свои склады распространяли семена лучших сортов льна (льна-долгунца), выдавали ссуды на устройство маслобойных и льнообделочных заводов, производили очистку льна и т. д.

Следующим видом деятельности стало улучшение естественных усло­вий сельского хозяйства или, как сейчас говорят, вопросы экологии. Земства придавали большое значение устройству сельскохозяйственных школ и неко­торые из них устраивали на свои средства. Чтобы облегчить доступ к школь­ному сельскохозяйственному образованию, оказывали помощь недостаточ­ным крестьянским семьям и выдавали стипендии на обучение. Стали изда­вать книжки, материалы которых были приспособлены к данной местности.

К чисто экономическим мероприятиям относились организация мелко­го кредита, содействие маслоделию, сбыту сельхозпродуктов, помощь куста­рям, содействие кооперации переселенцам и т. п. Этого рода деятельность заключалась в том, чтобы сделать мелкое хозяйство более прочным, более устойчивым в его сношениях с внешним миром и приспособить его к совре­менным условиям товарно-денежного хозяйства. Для этого организовыва­лись ссудно-сберегательные и кредитные товарищества, земские кассы мел­кого кредита, которые взяли на себя все кредитные операции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: