double arrow

АГРОНАУКА В XVIII веке. Михаилу Романову сообщалось о нападении на город киргизов и других ту­земцев, которые отогнали у томских жителей лошадей и коров и «твой госу­дарев хлеб и




Михаилу Романову сообщалось о нападении на город киргизов и других ту­земцев, которые отогнали у томских жителей лошадей и коров и «твой госу­дарев хлеб и казачей на ялане выжгли и вытоптали».

Участок государева поля по своим размерам был невелик из-за отсут­ствия рабочих рук для его обработки. Поэтому для возделывания хлеба на десятинной государевой пашне, правительство направило в Томский город группы ссыльных людей. Уже в 1608 г. в Томск были сосланы «за опалу» 35 человек. Ссылка «опальных людей» в Томский город и использование их на обработке «государевой елани» продолжалась, и в дальнейшем.

Помимо ссыльных, на государевой пашне использовались крестьяне, направленные в Томск «по государеву указу». Выше уже упоминалось о цар­ском распоряжении Верхотурскому воеводе в 1605 г. об отправке в Томск «охочих людей». В 1626 г. в Томск были присланы три крестьянские семьи из Тобольска, получившие подмогу по 10 руб. на семью. В 1631 г. царская грамота Верхотурскому воеводе вновь повелевала послать в Томск и Том­ский «разряд» на постоянное житье 100 крестьянских семейств из Верхотур-ского уезда «со всем их пашенным заводом», выдав им подмогу по 10 руб. каждой семье.




Кроме государевой пашни, в первой половине XVII в. Томском уезде имелись собственные запашки крестьян.

Земельные участки различных групп служилых людей были неодина­ковы по своим размерам: имелись относительно крупные владения, дости­гавшие нескольких десятков десятин пахотной земли, и, наряду с ними - не­большие наделы пеших и части конных казаков, которые «нужны и бедны» и которым «царского хлебного жалованья на год не доставает».

Кроме крестьян, посадских и служилых людей, хлебопашеством в XVII в. занимал­ся и Алексеевский мужской монастырь, основанный в 20-е годы XVII в. Первоначально монастырские строения и земли были расположены около устья речки Киргизки. Затем монастырское хозяйство начало обрастать новыми угодьями. В 1634 г. на свои владения по нижнему течению реки монастырь имел уже «данные» грамоты. В последующие годы он расширил свои владения, приобрел сенные покосы за Томью. На берегу Томи мона­стырь основал Монастырскую деревню, где жили крестьяне, обрабатывавшие мона­стырскую пашню. Он имел «нераспашные земли и дикого поля и дубрав. Монастырь по­строил и свою мельницу. Кроме пахотного участка, леса, сенокосных угодий, ему в этом районе принадлежали и рыбные ловли. В 1653 г. монастырь приобрел путем вклада слу­жилого человека Федора Ивановича Пущина деревню Иштан.

Деревня эта явилась исходным пунктом распространения монастырских владений в устье Томи и на Оби. Уже в том же, 1653 г., представитель Алексеевского монастыря старец Ефим купил земель на 30 рублей. Позднее он же принял в заклад рыбные ловли у татар Евагина городка и рыболовный участок татар Горбуновых юрт Кичура Шакулина с «товарищами».

В 1683 г. монастырь приобрел путем вклада и пахотные земли, сенокосные угодья и рыбные ловли, принадлежащие томскому сыну боярскому Юрию Егловскому. В Томском областном архиве нами найдена вкладная грамота на эти угодья. По этой вкладной мо­нашество приобрело половину земельных владений и рыбных ловелъ семьи Егловских, по правому берегу р. Оби от устья Томи вниз до селения Красный Яр.

В 1670 и 1671 гг. монастырь захватил в свои руки земли между Большим и Малым Искитимами, основал деревню, поселив в ней три семьи монастырских крестьян. Путем









Сейчас читают про: