Характеристика цивилизации.
Памятка на сравнение исторических событий и явлений
Памятка для анализа явлений общественной жизни.
1. Какими причинами вызвано изучаемое явление? Как оно повлияло на дальнейший ход событий?
2. Каковы основные черты явления и его особенности в данных исторических условиях?
3. Как изучаемое явление связано с другими явлениями, которые оказывали на него существенное влияние?
4. Было ли это неизбежным? Могло ли оно не произойти в сложившихся условиях?
5. Какое историческое явление однотипно с данным? В чем их сходство и различие?
6. Какие известные вам закономерности проявились в изучаемом вами явлении?
Обобщающая логическая схема - изучения исторических явлений.
1. Причины возникновения явления:
а) противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;
б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
а) важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия;
|
|
б) социальная направленность действий различных сил, сторон, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
а) разрешение данным явлением назревших противоречий;
б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
1. Проанализируйте события или явления, выделите линии сравнения.
2. Определите черты сходства и различия.
3. Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
4. Сделайте вывод из произведенного сравнения.
5. Свои действия можете оформить в текстовую таблицу.
Линии сравнения | Общее | Различное |
1. Природно-географические условия существования.
2. Особенности социально – экономического развития.
3. Особенности духовного развития (религия, уровень образования, науки и культуры, черты общественного сознания).
4. Нравственные ценности, нормы поведения.
5. Вклад в развитие мирового сообщества (собственная точка зрения).
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
а) глава государства, его полномочия;
б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
|
|
в) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);
г) судебные органы;
д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
е) местные органы власти.
5. Права граждан (подданных):
а) избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т.п.);
б) политические права и свободы;
в) личные права и свободы;
г) возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7. Краткая обобщенная оценка политического строя и перспектив его развития.