Возникновение римской гражданской общины

История возникновения Рима была известна каждому ребенку в эпоху античности, да и сейчас едва ли не каждый знает Ромула и Рема - двух близнецов, вскормленных волчицей, и основавших город, получивший в дальнейшем красивое определение "вечный". Традиционной датой основания Рима считается 754-753 гг.до н.э., но в это ли время легендарный Ромул убил своего брата и стал единственным основателем города, или в это ли время женщина по имени Рома сожгла корабли, положив тем самым предел скитаниям изгнанников, вряд ли возможно определить, как бы не хотелось нам верить красивым легендам. Гораздо более прозаической предстает история возникновения Рима по археологическим данным.

В начале железного века (X-VIII вв.до н.э.) на территории будущего Рима находились родовые поселки. Холмистая местность на берегу Тибра была удобным и привлекательным районом для поселения различных племен, мигрировавших по Италии, и население притибрской зоны Лация было довольно пестрым по своему этническому составу, но наиболее компактными и численно преобладающими племенами были латины и сабины. Как считают исследователи, Ромулов Рим был латино-сабинским поселением с известной долей автохтонного населения, впитавшего в себя пришлые компоненты. Жили первые римляне в скромных хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. Рядом в рощах находились святилища богов. Поселения защищались рвами, земляными насыпями и сторожевыми башнями.

Постепенно поселки разрастались, и первым достоверным событием римской истории можно считать слияние латинской или сабинской общин (аналогично греческому синойкизму). Традиция связывает это событие с похищением сабинянок во время правления Ромула. На холме Капитолий была построена общая для всех крепость, и было установлено совместное правление Ромула с сабинским царем Титом Тацием. Это объединение можно считать началом подлинной римской истории.

Царская эпоха в истории Рима характеризуется как время зарождения государственности и оформления основ гражданской общины. В этот период развивается социальное и имущественное неравенство. Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост населения способствовали разрыву родовых связей и выделению знатных и богатых семейств, с одной стороны, и появлению неполноправных людей, с другой. Постепенно все права и привилегии узурпируют главы наиболее влиятельных кланов. Потомство и частично члены семей этих "отцов" образовали сословие патрициев, которые заняли ключевые позиции в обществе и со временем стали единственно полноправными его членами. Остальные сородичи, чтобы гарантировать свое существование и разделить с патрициями хотя бы некоторые из привилегий, были вынуждены вступать в зависимость, становясь клиентами, а их покровители стали называться патронами. Узы патроната считались священными, и их нарушение каралось смертью. Патрон должен был выделить землю своим клиентам, защищать их в суде и оказывать им покровительство; клиенты поддерживали патрона в народном собрании, приносили ему подарки и составляли его боевую дружину.

В царскую эпоху римском обществе образовалась еще одна прослойка неполноправного населения - плебеи. В исторической науке существуют разные теории, объясняющие происхождение этой прослойки. В последнее время преобладает мнение о том, что плебеи появились вследствие роста населения в Риме. Растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а также добровольных пришельцев, которые сначала включались в родовую организацию римлян. Когда пришельцев стало слишком много, доступ в родовую организацию был прекращен, и новые поселенцы оказались на положении неполноправных. Так как их число быстро увеличивалось, пополнялось, то, как считают, слово плебей произошло от латинского plere - наполнять. Они, вероятно, считались гражданами формировавшейся римской гражданской общины, будучи частью "римского народа", но не входили в патрицианские патриархальные общины и не имели доступа к общественной земле. Плебеи были лично свободны, но не имели политических прав.

Формирование римской гражданской общины происходило на протяжении длительного периода времени и растянулось на несколько столетий. Первоначальная государственность была представлена традиционной триадой, характерной для обществ, выходящих из стадии родоплеменных отношений.

Во главе общины стоял вождь, которого римляне называли царь (rex). Он был высшим военачальником, верховным жрецом и обладал судебной властью. Царь избирался сенатом (senatus), который первоначально был советом старейшин, а затем в него стали входить главы патрицианских семей. Сенат представлял царя народному собранию, которое собиралось по куриям (родовые объединения мужчин-воинов) и поэтому носило название куриатные комиции (comitia curiata). Комиции утверждали или отклоняли кандидатуру царя, а сенат утверждал результаты голосования. Основные решения, касавшиеся жизни римской общины принимались царем совместно с сенатом, но в ряде случаев, как, например, в случае объявления войны, требовалось обязательное решение народного собрания.

Римская традиция рассказывает о 7 римских царях. Наибольшего внимания из них заслуживает шестой римский царь - Сервий Туллий (579-535 гг.до н.э.). По одной из версий он был сыном рабыни, воспитанном в доме царя Тарквиния Приска. Главной заслугой Сервия стало проведение реформ, способствовавших формированию римской гражданской общины - цивитас (civitas). Сервий Туллий разделил все население Рима на имущественные разряды, независимо от сословной принадлежности. А принадлежность к имущественным разрядам определяла место воина в строю, характер вооружения и давала политические права. Все общество делилось на 6 классов, каждый из которых должен был выставить определенное количество центурий (сотен) в римскую армию. Ценз первого имущественного класса составлял 100 тыс. медных ассов, и он же выставлял наибольшее количество центурий - 98, ценз низшего класса не был определен вообще - сюда относились пролетарии (люди, не имевшие ничего кроме потомства), и они выставляли всего одну центурию. Однако новое деление граждан Рима касалось не только армии. Сервий Туллий учредил новый вид народного собрания - центуриатные комиции. В этих комициях каждый имущественный класс имел столько голосов, сколько выставлял центурий. Соответственно большинство голосов всегда принадлежало высшему классу (98 из 193). Голосование обычно не доходило не только до последних, но даже до средних классов.

Сервию Туллию приписывается также разделение Рима на территориальные округа - трибы. Таким образом формирующемуся римскому государству был придан его важнейший признак - территориальность. Вокруг города была построена крепостная стена, остатки которой сохранились до нашего времени. Важной мерой Сервия Туллия был допуск плебеев в римское войско. Наконец, Сервий Туллий попытался подготовить условия для превращения царской власти из выборной в наследственную, выдав своих дочерей замуж за сыновей своего предшественника Тарквиния Приска. Возможно, этой мерой Сервий хотел ограничить растущее влияние сената и аристократии.

Демократический характер преобразований Туллия не вызывает сомнений. Очевидно, он хотел создать опору царской власти в широких слоях римского общества, и эта тенденция не могла не вызвать противодействия со стороны аристократии. Хотя сам Сервий пал жертвой собственных преобразований, но не от рук сенаторов, а от заговора зятя Тарквиния и дочери Туллии.

Последний римский царь Тарквиний Гордый изображается римской традицией как жестокий тиран, правление которого вызывало всеобщее недовольство. Однако в литературе высказывается мнение, что Тарквиний продолжал линию Сервия Туллия на усиление царской власти в противовес сенату и аристократии. Именно этим можно объяснить резко отрицательное отношение традиции, сформированной сенаторскими кругами, к этому правителю. В источниках четко зафиксировано, что восстание против Тарквиния было организовано и проведено патрициями, которые и взяли управление городом в свои руки, хотя и назвали это управление "общественным делом" - республикой (res publica). Это произошло в 510 или 507 г. до н.э. Так была установлена аристократическая республика, просуществовавшая до конца I в. до н.э. Правда, формирование римской гражданской общины с установлением Республики не только не завершилось, но вступило в новый важный этап.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: