double arrow

Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности. Основные периоды в развитии методологических оснований науки

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В УСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВППО

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Общенаучный цикл».

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика».

Знания и умения, усвоенные в процессе изучения истории и методологии науки, необходимы магистрантам в качестве теоретической предпосылки для освоения дисциплин профессионального цикла «Методология искусствознания», «История и методология педагогической науки».

В результате усвоения дисциплины магистрант должен:

знать:

• предметную, мировоззренческую и методологическую специфику гуманитарных философских наук;

• методы философского исследования;

уметь:

• проводить научный эксперимент.

владеть:

• методологией и методами научных исследований в области профессионального образования.

Дисциплина «история и методология науки» способствует формированию компетенций, предусмотренных по направлению подготовки ВПО Направление подготовки 051000.68 Профессиональное обучение.

а) общекультурные (ОК):

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

• способностью и готовностью самостоятельно осваивать новые методы исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК – 2);

• активному общению в научной, производственной и социально общественной сферах деятельности (ОК – 3);

• способностью и готовностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских и научно-отраслевых работ, управления коллективом (ОК – 5);

• способностью и готовностью расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК – 11);

• способностью и готовностью проводить научные эксперименты и оценивать результаты исследований (ОК – 15);

• способностью и готовностью анализировать, синтезировать и обобщать информацию (ОК – 16).

«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

4. 1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Формы обучения
очная заочная
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
лекции      
практические занятия      
семинарские занятия      
лабораторные работы      
другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа      
изучение теоретического курса      
курсовая работа      
домашние задания      
подготовка к зачету      
Вид промежуточного контроля   тесты тесты

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Особенности науки как формы освоения мира человеком. Основные периоды в развитии методологических оснований науки.           Еженед Собесед. – 2. Дискуссия – 2.
2. Основные логические категории научного мышления и их функции в научном познании.   3-4       Еженед Собесед. – 4. Участие в практ. занятии – 4.
3. Методология, ее уровни и значение в научном познании и исследовании   5-6       Еженед Тест – 6. Участие в практ. занятии, тест – 6.
4. Структура научного исследования   7-8       Еженед Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 8
5. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении и исследовании   9-10       Еженед Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 10.
6. Уровни и методы научного познания   11-12       Еженед Собесед. – 12; Участие в практ. Занятии, обсуждение статей, рефератов – 12.
7. Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия   13-14       Еженед Собесед. – 14; Обсуждение статей, рефератов, тест – 14.
8. Критерии истинности в науке           Еженед Тест. – 14; Участие в практ. занятии – 15.
Всего за курс         зачет
   
                         

Духовный акт личности, его целостность и частичность. Особенности научного мышления и знания. Функции науки. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН). Конвергенция (соединение) естественно-научного и социально-гуманитарного знания в современной науке.

Возникновение науки и основные периоды в историческом развитии ее методологических оснований и норм.

Преднаука и ее особенности. причины возникновения науки в древней греции. Особенности средневековой науки. Наука и гуманизм эпохи. Возрождения. Экспериментальная наука Нового времени; первая научная революция. Наука XVIII – XIX веков: идеи эволюции и развития, освобождение от натурфилософии, вторая научная революция, формирование научной картины мира. Наука в конце XIX–первой половины XX веков, третья научная революция, открытия в области физики, космологии, биологии, философии, рождение кибернетики. Наука XX–XXI веков: четвертая научная революция, научно-техническая революция, концепция большого взрыва, открытие генома человека, идеи синергетики, загадки современной науки.

Научные традиции и научные революции в истории науки: основания науки – идеалы и нормы познания, научная картина мира, философские принципы; система идеалов и норм как схема метода деятельности; Т.Кун о порождении нового знания, научная парадигма и научная революция. Типы научных революций и научной рациональности.

Историческая обусловленность рационального мышления (Античность, Средневековье, Новое и новейшее время). Типология социально-технологического базиса мышления. Типы науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Типы рациональности в науках математических, естественнонаучных, социально-гуманитарных, технических.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: