И исследовании

Тема 3. Методология, ее уровни и значение в научном познании

И их функции в научном познании

Тема 2. Основные логические категории научного мышления

И. Кант о синтезе в процессе мышления. Категориальный синтез, его всеобщность и предметная отнесенность в отличие от психологических ассоциаций. Логические категории как всеобщие формы мысли, их функции в познании.

Основные логические категории на эмпирическом уровне исследования: бытие, ничто, становление; качество, количество, мера.

основные логические категории на теоретическом уровне исследования сущности и ее проявления: сущность (основание), явление, действительность; материя, форма, содержание; форма внешняя и внутренняя; целое и части; элементы, структура, система; возможность, действительность, необходимость; необходимость и случайность; возможность и действительность; возможности и свобода; причина, следствие, взаимодействие; причинность и целесообразность.

всеобщее, особенное, единичное как всеобщие схемы понятийного творчества и развития системы понятий.

Особенности диалектического и метафизического методов мышления.

Производность научных методов (качественных и количественных, формализации, системных, структурных, детерминизма, вероятностных и др.) от логических категорий.

Методология как теоретический вывод из истории познания той или иной предметной области; уровни методологии: философский, общенаучный, частнонаучный. Монистические и плюралистические установки в современных методологических концепциях. Значение методологии в научном познании и исследовании, в отборе и истолковании фактов.

Тема 4. Структура научного исследования

Научное исследование и его компоненты: степень актуальности и разработанности темы исследования, проблема, идея и гипотеза; цель и задачи, объект и предмет, методология и методы исследования, эмпирическая и теоретическая стадии исследования. Методика написания статьи, диссертации, автореферата.

Тема 5. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении и исследовании

Понятия абстрактного и конкретного в работах Гегеля, К. Маркса. Чувственно-конкретное и мысленно-конкретное. Полнота объективно-предметного содержания знания – критерий конкретности. Абстрактность чувственного образа и представлений по сравнению с конкретностью понятия. Развитие мышления от чувственно-конкретного содержания живого созерцания к абстрактно-всеобщим определениям рассудка и к мысленной конкретности разума. Восхождение мысли от абстрактного к конкретному – закон в развитии теоретического мышления. Конкретность знания как императив практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: