Лекционные занятия, их содержание
Содержание разделов дисциплины
Структура и содержание дисциплины
Место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
Уровень усвоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91-100 баллов) | Свободно ориентируется в исторических тенденциях и этапах мирового экономического развития. Способен к анализу и обобщению причинно-следственных связей основных экономических событий и процессов мировой и отечественной истории. Владеет понятийным аппаратом дисциплины. Способен к выражению собственной точки зрения и отношения к историческому прошлому, с уважением относится к социально-экономическому опыту предшествующих поколений. Сформировано умение использовать полученные знания, самостоятельно извлекать их из исторических источников, находить нужную информацию в разнообразном потоке историко-публицистической литературы. |
Базовый (71-90 баллов) | Имеет представление об основных исторических тенденциях и особенностях мирового экономического развития. Способен к анализу и оценке фактов, явлений и событий через раскрытие причинно-следственных связей между ними. Владеет понятийным аппаратом и навыками изучения специальной научной литературы, периодических изданий и систематического пополнения своих знаний. |
Минимальный (41-70 баллов) | Имеет общее представление об основных исторических тенденциях, этапах и особенностях мирового экономического развития. Обладает знанием дат, событий, основных понятий. Обладает сформированным пониманием роли России в мировом историческом процессе. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
|
|
знать:
- закономерности, этапы, основные события и процессы мировой и отечественной экономической
истории
уметь:
- обобщать опыт хозяйственного развития;
- критически и нравственно оценивать средства и результаты социально- экономических
преобразований, реформирования экономики.
- применять понятийно-категориальный аппарат;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие
в обществе
- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного
уровня
владеть:
- навыками выражения своих мыслей и мнения;
- навыками публичной и научной речи, аргументации, ведения дискуссии
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая Самостоятельную работу студентов и ее трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
Лекции | Семинары | Самост. работа | ||||
Введение. Предмет изучения. Характеристика основных научных концепций изучения историко-экономического развития человечества. Предистория развития экономики. Неолитическая революция – первый прогресс человечества. | 1.3 | |||||
РАЗДЕЛ I. Азиатский способ производства и античное рабовладение. | ||||||
1.1 | Тема 1. Две модели хозяйственного развития: азиатский способ производства и античное хозяйство. | 1.3 | Проверка составления таблицы, словаря терминов и понятий | |||
РАЗДЕЛ II. Западноевропейский феодализм.8 | ||||||
РАЗДЕЛ III. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому. | ||||||
3.1 | Тема 2. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому (XV-XVIII вв.) (предпосылки возникновения индустриальной экономики). | 1.3 | Тестирование | |||
РАЗДЕЛ IV. Развитие мирового капиталистического хозяйства. Эпоха промышленного переворота. | ||||||
4.1 | Тема 3. Эпоха промышленного переворота и развитие мирового капиталистического хозяйства (XIX-XX вв.) (становление и развитие индустриальной хозяйственной системы). | 1.3 | Проверка составления таблицы, словаря терминов и понятий | |||
РАЗДЕЛ V. Мировая экономика в период перехода к империализму. | ||||||
5.1 | Тема 4. Экономика ведущих стран мира в эпоху становления империализма. | 1.3 | Тестирование | |||
РАЗДЕЛ VI. Экономическое развитие ведущих капиталистических стран мира в ХХ веке. | ||||||
6.1 | Тема 5. Экономическое развитие ведущих стран мира в ХХ веке (становление и последствия регулируемой экономики между двумя мировыми войнами). | 1.3 | Фронтальный опрос | |||
Итого: |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание |
Введение. Предмет изучения. Характеристика основных научных концепций изучения историко-экономического развития человечества. | Экономическая история – основа истории человечества. Что такое «история экономики». Основные этапы экономической истории. Палеолит – открытие огня. Переход от первобытного стада к матриархальной родовой общине. Первое разделение труда. Мезолит и неолит – камень и глина. Переход к патриархату. Выделение человека из животного мира. «Неолитическая революция» - рождение земледелия и скотоводства. Переход от добывающего хозяйства к производящему. Бронзовый век – период рождения государства, классов, цивилизации. Открытие меди и бронзы. Овладение основами металлургии. «Железная революция» - появление железных орудий труда. Возникновение прибавочного продукта. Периодизация экономической истории и ее страноведческие особенности. Формационный и цивилизационный подходы. Предмет экономической истории – динамика изменения экономических условий существования общества и закономерности этих изменений. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: процесс развития человеческого общества; история экономики; предмет истории экономики; экономическое развитие; прибавочный продукт; товар и рыночные отношения; каменный век; бронзовый век, железный век; присваивающее хозяйство; производящее хозяйство; первое общественное разделение труда; второе общественное разделение труда, «неолитическая революция». | |
РАЗДЕЛ I. Азиатский способ производства и античное рабовладение. | ||
1.1 | Тема 1. Две модели хозяйственного развития: азиатский способ производства и античное хозяйство. | Особенности экономического развития стран Древнего Востока. Первые государства, первые очаги цивилизации. Общинные отношения. Отличия государств Древнего Востока от античных рабовладельческих государств. Азиатский способ производства и его основные черты. Складывание централизованной государственной системы хозяйства. Древний Египет – классический пример государства азиатского типа. Античное рабовладение. Экономическое развитие Древней Греции. Полисы. «Военная демократия». Основные занятия – виноградорство и скотоводство. Применение труда рабов в ремесле. Торговля и колонии (Херсонес, Пантикапей и др.). Экономическое развитие Древнего Рима. Возникновение государства и период республики. Городское хозяйство, ремесло и торговля. Римская империя. Переход от крестьянских хозяйств к крупным рабовладельческим хозяйствам (специализированные и товарные). Применение труда рабов – строительство и горное дело. Торговля в Древнем Риме. Кризис рабовладельческой системы. Зарождение феодальных отношений. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: прибавочный продукт; поливное (ирригационное) земледелие; азиатский способ производства; «восточная деспотия»; государственная собственность; государственные (общественные) работы; военная демократия; эксплуатация; раб; рабский труд; полис; автаркия; эргастерия; колонизация; вилла, латифундия; пекулий, колон. |
РАЗДЕЛ III. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому. | ||
3.1 | Тема 2. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому (XV-XVIII вв.) (предпосылки возникновения индустриальной экономики). | Переход от феодализма к капитализму в Западной Европе (XVI-XVII вв.). Эпоха первоначального накопления. Что такое первоначальное накопление? Характерные черты перехода от феодализма к капитализму. Первоначальное накопление в Англии. Мануфактура и ее составные части. Капиталистическая эксплуатация и разделение труда. Централизованная и рассеянная мануфактуры. Переход от индивидуального производства к массовому. Разорение крестьян и превращение их в рабочих. «Огораживание». Колониальная политика и монопольная торговля как важнейшие источники накопления капиталов. Эпоха буржуазных революций в Европе. Английская буржуазная революция 1648 г. и ее особенности. Особенности феодального хозяйства Японии и его разложение. Мануфактурный период в России (первая четверть XVIII в.). Экономические реформы Петра I. Российский протекционизм. Особенности первоначального накопления в России. Крепостная мануфактура. Виды мануфактур в России. Казенные, посессионные, вотчинные и купеческие мануфактуры и их особенности. Политика государства в области промышленности. Цикличность экономического развития в России. Политика Петра I в сельском хозяйстве. Финансы и торговля. Налоговая политика Петра I: подворная и подушная подати. Особенности периода первоначального накопления в России. Переплетение феодальных и капиталистических элементов в экономике. Кризис феодально-крепостнической системы в промышленности и сельском хозяйстве. Ликвидация крепостного права как проявление кризиса феодально-крепостнической системы. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: кризис феодально-крепостнической системы; огораживание; мануфактура; централизованная мануфактура; рассеянная мануфактура; разделение труда; капиталистическая эксплуатация; крепостная мануфактура; первоначальное накопление; первоначальное накопление капитала; наемный труд; банковский капитал; протекционизм; меркантилизм. |
РАЗДЕЛ IV. Развитие мирового капиталистического хозяйства. Эпоха промышленного переворота. | ||
4.1 | Тема 3. Эпоха промышленного переворота и развитие мирового капиталистического хозяйства (XIX-XX вв.) (становление и развитие индустриальной хозяйственной системы) | Промышленный переворот. Изменения в технологии производства и в общественных отношениях. Формирование классового общества как итог промышленного переворота. Изобретение Кэя в текстильной промышленности. Создание прядильной машины. Изобретение парового двигателя. Последствия промышленного переворота. Экономический подъем в Англии (XIX в.). Англия – «фабрика мира». Англия – крупнейшая колониальная держава мира. Развитие капитализма во Франции на протяжении XVIII в. Ростовщичество. Ростовщический характер первоначального накопления во Франции. Великая французская революция и ее экономические преобразования. Ликвидация феодальных отношений. Решение аграрного вопроса. Особенности промышленного переворота во Франции. Ростовщический характер французского капитализма. Франция – лидер процесса слияния банковского капитала с промышленным. Образование финансового капитала. Франция – международный банкир и «мировой ростовщик». Развитие капитализма в Германии. Причины экономической отсталости в XVII в. Запоздалый процесс первоначального накопления (XIX в.). Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Особенности промышленного переворота (индустриализации) в Германии. Грюндерство. Государство и экономика. Милитаризация экономики. Развитие капитализма в США. Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Особенности промышленного переворота (конец XVIII в.). Развитие капитализма в России. Феодально-крепостнические пережитки в сельском хозяйстве. Общинная собственность на землю. Расслоение крестьянства – начало перехода к капиталистическим отношениям. Развитие капитализма в промышленности. Отмена крепостного права как толчок к вступлению России в стадию промышленного переворота. Промышленный подъем 1890-х гг. в России. Развитие капитализма в Японии. Революция Мейдзи. Аграрная реформа 1872-1837 гг. Ликвидация государственной собственности на землю. Ликвидация основы азиатского способа производства. Промышленный переворот в Японии (70-е гг. XIX в.). Создание фабрично-заводской промышленности. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: промышленный капитализм; промышленный переворот (промышленная революция); индустриальный тип производства; свободная торговля; рынок рабочей силы; биржа труда; товарный рынок; акционерный банк; фондовая биржа; торгово-промышленный кризис; рентный банк; золотой стандарт; ипотечный кредит. |
РАЗДЕЛ V. Мировая экономика в период перехода к империализму. | ||
5.1 | Тема 4. Экономика ведущих стран мира в эпоху становления империализма. | Империализм. Особенности империалистической стадии капиталистического развития. Особенности империализма в ведущих странах мира. Английский «колониальный» империализм. Французский «ростовщический» империализм. Германский «юнкерско-буржуазный» империализм. Структурные изменения в американской промышленности. Первые американские монополии. Особенности колониальной политики США. Особенности японского империализма. Капитализм и империализм – одна стадия капиталистического развития в Японии. Особенности монополизации (дзайбацу). Колониальная экспансия. Экономика России в период империализма (1900-1917 гг.). Особенности империализма в России. «Государственно-феодальный» империализм. Промышленные монополии и их виды в России. Характерные черты российских монополий: синдикаты, тресты, концерны. Сращивание банковского и промышленного капитала в России. Особенности банковской системы. Аграрная политика государства. Столыпинская аграрная реформа. Промышленный подъем 1910-1913 гг. Экономические последствия Первой мировой войны (1914-1917 гг.). ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: вторая технологическая революция; империализм; монополия (картель, синдикат, трест, концерн); отраслевая структура промышленности; акционерное общество; концентрация производства; финансовый капитал; сращивание банковского капитала с промышленным; мобилизация промышленности; государственное регулирование. |
РАЗДЕЛ VI. Экономическое развитие ведущих капиталистических стран мира в ХХ веке. | ||
6.1 | Тема 5. Экономическое развитие ведущих стран мира в ХХ веке (становление и последствия регулируемой экономики между двумя мировыми войнами). | Экономическое развитие США. Промышленный подъем 1920-х гг. и кризис 1929-1933 гг. Сокращение промышленного производства, безработица как проявление кризиса. Либерально-демократическая модель регулируемого капитализма. «Новый курс» президента США Ф.Рузвельта. Система мер оздоровления экономики. Усиление государственного регулирования экономики. Экономика США в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Ленд-лиз. Изменения в систем монополий. Переход к многоотраслевым корпорациям. Транснациональные корпорации. Особенности промышленного развития Англии. Монополии и государственное регулирование. Особенности английских корпораций. Послевоенное экономическое развитие (1946-1951 гг.). Приход лейбористов к власти. Национализация и ее основные результаты. Государственное регулирование экономики. Государственный сектор экономики. Хозяйство Франции в межвоенные периоды. Последствия Первой мировой войны. Мировой экономический кризис и его последствия. Депрессия. Последствия Второй мировой войны. Правительственный курс 1970-х гг. и его итоги. Стимулирование перспективных отраслей. Особенности корпоративной политики. Национализация и ее особенности. Государственное регулирование экономики. Индикативное планирование. Экономическое развитие Германии. Последствия Первой мировой войны. «План Дауэса». Укрепление монополий. Восстановление немецкой промышленности. Тоталитарная модель регулируемого капитализма. Приход к власти национал-социалистической партии во главе с Гитлером. Экономика в эпоху «третьего рейха». Государственное управление экономикой. Милитаризация промышленного производства. «Немецкое экономическое чудо». Экономическое развитие Японии. Участие Японии в Первой мировой войне и его последствия для развития экономики. Милитаризация хозяйства накануне и в период Второй мировой войны (1932-1945 гг.). Милитаризация экономики как выход из экономического кризиса. Государственное регулирование экономики. «Японское экономическое чудо» и его причины. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: транснациональные монополии; многоотраслевые корпорации; «Новый курс» Рузвельта; ленд-лиз; государственное регулирование экономики; милитаризация экономики; национализация промышленности; репарации; административные методы управления экономикой; научно-техническая революция (НТР); смешанная экономика; индикативное планирование; модель «догоняющего развития»; интеграция; глобализация; постиндустриальное общество. |
4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание
|
|
|
|
|
|
№ раздела и темы | Содержание и формы проведения | ||||||||||||||||||
Раздел 1. Тема 1. | Семинарское занятие № 1. Две модели хозяйственного развития: «азиатский способ производства» и античное хозяйство (2 часа). Проводится в форме проверки усвоения понятий и вопросов темы, заполнения таблиц,
Цель занятия: выявление особенностей «азиатского способа производства» и античного хозяйства как моделей хозяйственного развития
1. Общая характеристика азиатского способа производства и античного хозяйства.
2. Экономическое развитие Древнего Египта и других стран Древнего Востока.
3. Экономическое развитие Древней Греции и Древнего Рима.
4. Кризис рабовладельческой системы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения, проверяется в конце занятия):
составить таблицу «Сопоставление основных черт азиатского и античного способов производства»
Основные выводы: ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
| ||||||||||||||||||
Раздел 2. Тема 1. | Семинарское занятие № 2. Становление и развитие феодальной экономики (2 часа). Проводится в форме проверки усвоения понятий и вопросов темы, заполнения таблиц и составления словаря. Тестирование. Цель занятия: сформировать понятие об основных чертах, особенностях становления и развития феодальной экономики 1. Генезис феодализма в Западной Европе. 2. Развитие феодальной экономики в Западной Европе (XI-XV вв.). 3. Экономика феодальной России (XI-XVI вв.). ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения, проверяется в конце занятия): тестирование на знание понятий - 1. Для феодальной экономики не характерно: а) преобладание аграрного сектора экономики б) господство крупной частной земельной собственности в) господство натурального хозяйства г) господство мелкой и средней частной земельной собственности 2. Различные формы земельной собственности – вотчина, бенефиций, поместье, лен, феод – отличались: а) правовым положением б) величиной земельной собственности в) формами хозяйствования 3. Аллод – это: а) частная собственность семьи на землю б) общинная форма землевладения в) леса, луга и т.д. г) земельная собственность вождя общины 4. Прекарий – это: а) передача земли крестьянам во временное пользование б) наследование земли крестьянами в) захват общинных земель г) пожалование земли за службу 5. Колоны – это: а) свободные общинники б) лично свободные крестьяне, находившиеся в поземельной зависимости в) лично и поземельно зависимые крестьяне г) наместники князя 6. Экономический смысл вассальных отношений во Франции заключался: а) в юридическом подчинении крестьян б) в перераспределении феодальной ренты в) в политическом подчинении граждан г) в развитии средней мелкой собственности 7. Баналитет – это: а) монополия сеньоров на землю б) монополия сеньоров на крестьян в) монополия сеньоров на созданный продукт г) монополия сеньоров на условия переработки сельскохозяйственной продукции 8. Ценз – это: а) денежная рента за пользование землей б) натуральный оброк в) отработочная рента г) государственный налог 9. Формирование феодальных отношений на основе иммунитета и баналитета было характерно: а) для Германии б) для Франции в) для России г) для Англии 10. Ранее всего феодальные города формировались: а) в Англии б) в Германии в) в Голландии г) на юге Франции 11. Коммунальное движение – это: а) борьба между городами и сеньорами б) борьба между крепостными и феодалами в) борьба между сеньорами г) борьба между городами 12. Цеховая организация ремесла не предполагала: а) регламентацию производственной деятельности ремесленников б) регламентацию условий труда в) свободу в определении объема и качества производимой продукции г) формирование собственного суда и кодекса поведения ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Назовите экономические и социально-политические основы формирования феодальной хозяйственной системы. 2. Что такое «аллод», «бенефиций», «феод» и в чем состоит разница между ними? 3. Какие формы зависимости крестьянина от феодала существовали в средние века? 4. Дайте определение натурального хозяйства. 5. Каковы были причины утверждения феодального поместья в качестве главной организующей основы общества? 6. Назовите основные отрасли аграрной экономики. 7. Каковы были причины роста средневековых городов в Европе? 8. Определите экономическую роль средневековых городов. 9. Назовите основные формы феодального землевладения в России? 10. Какие торгово-ремесленные центры существовали в Московской Руси? 11. Когда началось формирование всероссийского рынка? 12. Назовите причины и последствия «Великих географических открытий»? | ||||||||||||||||||
Раздел 3. Тема 1. | Семинарское занятие № 3. Предпосылки возникновения индустриальной экономики (2 часа). Проводится в форме проверки усвоения понятий и вопросов темы, заполнения таблиц и составления словаря. Тестирование.
Цель занятия: выявить основные мотивы и черты процесса первоначального накопления как первого этапа становления капиталистических отношений в Европе
1. Причины и экономические последствия Великих географических открытий.
2. Первоначальное накопление в Западной Европе (конец XV- начало XVIII вв.)
3. Первоначальное накопление и мануфактурный период в Англии. Огораживание.
4. Развитие капитализма в Голландии.
5. Особенности первоначального накопления в России (XVII-XVIII вв.). Освоение Сибири.
6. Особенности феодального хозяйства Японии и его разложение.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения, проверяется в конце занятия):
а) составить таблицу«Великие географические открытия: побудительные мотивы, условия, события, последствия»
б) составить схему-конспект «Первоначальное накопление» по разделам: определение, экономические основы процесса, источники, временные границы процесса (по странам). ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Какую роль в экономическом развитии Европы сыграла «революция цен»? 2. Дайте оценку причинам и следствию процесса «огораживания» в Англии. 3. Где и когда появились первые мануфактуры? 4. Что такое «первоначальное накопление», назовите две стороны этого процесса? 5. Что такое меркантилизм? 6. Что такое протекционизм? 7. Какие виды мануфактур появились в XVII-XVIII вв.? | ||||||||||||||||||
Раздел 4. Тема 1. | Семинарское занятие № 4-5. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы (XVIII-XIX вв.) (2 часа). Проводится в форме проверки усвоения понятий и вопросов темы, заполнения таблиц и составления словаря.
Цель занятия: сформировать понятие «промышленного переворота» как первой промышленной революции; выявить периоды и особенности развития этого процесса в странах мира и России
1. Предпосылки и условия промышленного переворота.
2. Промышленный переворот в Англии и его последствия.
3. Промышленный переворот и его последствия во Франции.
4. Промышленный переворот или технологическая революция?
5. Промышленный переворот и развитие промышленности в Германии.
6. Особенности промышленного переворота и развитие промышленного капитализма в США.
7. Особенности индустриального развития Японии.
8. Становление и развитие индустриальной экономики России. Программа хозяйственной модернизации С.Ю.Витте и ее итоги.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения, проверяется в конце занятия):
с целью обобщения пройденного материала составить таблицу «Этапы становления капиталистических отношений в странах Европы»
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Проанализируйте предпосылки, необходимые для перехода к индустриальному обществу. 2. Дайте определение промышленного переворота (промышленной революции). 3. Каковы были предпосылки промышленного переворота в Англии? 4. Назовите основные этапы «классической» (английской) схемы промышленного переворота. 5. Охарактеризуйте важнейшие последствия промышленного переворота в Англии. 6. Почему предпосылки промышленного переворота во Франции созрели позже, чем в Англии? 7. Назовите основные различия промышленного переворота во Франции и Англии. 8. Дайте характеристику важнейших последствий промышленного переворота во Франции. 9. Проведите сравнительный анализ становления и развития банковских систем Франции и Англии. 10. Охарактеризуйте особенности промышленного переворота в Германии. 11. В чем заключались особенности формирования предпосылок промышленного переворота в США? 12. Какую роль в экономической истории США сыграли Война за независимость и гражданская война? 13. Назовите основные этапы и специфические черты промышленного переворота в США. 14. Определите место сельского хозяйства в экономике США в XIX в.? 15. Каковы были главные последствия промышленного переворота на северо-востоке США? 16. Дайте характеристику важнейших буржуазных реформ, осуществленных в Японии в 60-70-е гг. XIX в. 17. Определите особенности промышленного переворота в Японии и его основные этапы. 18. В чем заключается экономическая роль государства в становлении индустриальной системы в Японии? | ||||||||||||||||||
Раздел 6. Тема 1. | Семинарское занятие № 5. Экономическое развитие стран мира в условиях формирования постиндустриального общества (1945-2000 гг.) (4 часа). Цель занятия: выявить особенности научно-технической революции и ее влияния на развитие мировых экономических процессов во второй половине ХХ в. 1. Научно-техническая революция и ее влияние на экономическое развитие. 2. Экономика ведущих стран мира во второй половине 1940-х -1960-е гг.: а) экономические проблемы США б) ослабление финансово-экономических позиций Великобритании в) индикативное планирование во Франции г) немецкое «экономическое чудо» д) японское экономическое чудо» 3. Экономика ведущих стран мира в 1970-е-1990-е гг. ХХ в.: а) системный кризис 1970-х – начала 1980-х гг. б) модель «догоняющего» развития в) интеграционные процессы в Европе и их варианты в США и Азиатско-Тихоокеанском регионе г) интеграционные процессы в социалистических странах 4. Глобализация и глобальные проблемы. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Дайте определение системы регулируемого капитализма. 2. Какие последствия имела для США Первая мировая война? 3. Проанализируйте главные направления экономического подъема США в 20-е годы ХХ в. 4. Каковы причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.? 5. Выделите и охарактеризуйте основные черты либерально-реформистского варианта регулируемого капитализма. 6. Охарактеризуйте экономическое состояние Германии после Первой мировой войны. 7. Какие последствия имел мировой экономический кризис 1929-1933 гг. для экономики Германии? 8. Назовите основные направления экономической политики в Германии перед Второй мировой войной. 9. Сравните экономическую политику Ф.Рузвельта в США и Гитлера в Германии. 10. Охарактеризуйте особенности основных этапов развития мирового хозяйства во второй половине ХХ в. 11. В чем состоят особенности экономического развития послевоенной германии. 12. Назовите причины и последствия «японского экономического чуда». 13. Назовите основные черты НТР, охарактеризуйте ее этапы. 14. В чем состоит сущность перехода к постиндустриальному обществу? 15. Что такое экономическая интеграция? 16. Что такое глобализация? Назовите основные глобальные проблемы современности. |
Промежуточный контроль проводится в форме консультационного собеседования, фронтального опроса по вопросам для самоконтроля на семинарских занятиях и во время консультаций (по темам для самостоятельного изучения).
Темы для самостоятельного изучения: