Астана, 2011 г.
2. ЦЕЛЬ: раскрыть особенности первобытнообщинного строя на территории Казахстана.
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
- уметь ориентироваться в периодах истории Казахстана;
- различать исторические термины и понятия;
- различать стоянки на территории Казахстана;
- знать особенности эпохи бронзы на территории Казахстана.
4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Методологические основы периодизации истории Казахстана.
2. Стоянки на территории Казахстана, формирование культуры доисторического человека.
3. Эпоха бронзы: культура андроновских племен.
Проблемы древней истории Казахстана достаточно хорошо разработаны в отечественной историографии, поэтому подготовку к занятию следует начать с чтения монографической литературы, рекомендованной в списке. При подготовке к семинару необходимо обратить внимание на следующие аспекты изучаемой темы:
Приступая к рассмотрению первого вопроса, следует иметь в виду, что история казахского народа с древнейших времен и до наших дней представляет собой важнейшую часть всемирной истории. Современная историческая наука Казахстана характеризуется организационной перестройкой и сменой концептуальных подходов в изучении исторического прошлого. Одной из первостепенных задач исторической науки является выработка методологических основ периодизации истории Казахстана, т.к. формационная теория (о периодической смене общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической) уже не вписывается в исторические реалии современности. При изучении вопроса хронологии древней истории Казахстана ознакомьтесь с различными вариантами периодизаций, используемых в казахстанской историографии, рассмотрите понятие археологической периодизации как определение временных свойств того или иного исторического процесса, уясните значение терминов "палеолит" и "археологический памятник", определите виды археологических памятников, характерных для эпохи камня. Следует обратить внимание на приуроченность памятников к определенным эпохам.
|
|
Рассматривая процесс формирования человека, его физической эволюции, охарактеризуйте этапы антропогенеза, изучите существующие в настоящее время в науке теории и гипотезы о путях и времени заселения территории Казахстана первобытным человеком. Во взаимосвязи с процессом антропогенеза исследуйте проблему формирования человеческого общества, обратив при этом внимание на такие понятия, как "праобщина", "род" ("родовая община"), "племя", "матриархат".
|
|
Разрывая понятие "техногенез", подробно охарактеризуйте основные орудия труда эпохи, проследите развитие технологии обработки камня в этот период и развитие хозяйства древнего населения Казахстана. Особо следует остановиться на рассмотрение проблемы "неолитическая революция". Какие глобальные изменения в жизни людей произошли в.эпоху неолита? Какое влияние на дальнейшее развитие общества они оказали? Какое значение для человека имел переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, от матриархата к патриархату в общественных отношениях? Рекомендуется подробно остановиться на вoпрoсe о предпосылках и причинах происхождения скотоводства и земледелия.
Подготовку второго вопроса рекомендуется начать с характеристики особенностей эпохи бронзы на территории Казахстана. Эпоха бронзы - это время формирования комплексного скотоводческо-земледельческого хозяйства, производственного освоения полиметаллов (олова, меди, золота), время постепенного переходя племен к номадизму. При этом акцентируйте внимание на таких важных моментах: какими причинами было вызвано преобладающее развитие скотоводства и превращение его в ведущую отрасль хозяйства? Под влиянием каких факторов происходил рост значения скотоводства? Какие изменения в области общественных отношений происходят в эпоху бронзы и чем они были обусловлены?
Для полной характеристики эпохи следует подробно проанализировать материал, раскрывающий андроновскую культуру. Андроновская культура, самая крупная археологическая культура эпохи бронзы в Европе и Азии, существовала более десяти веков и в ее развитии можно выделить три периода: ранняя бронза - XVIII-XVI века д.н.э.; средняя бронза - XV-XII века д.н.э.; поздняя бронза - XII-IX века д.н.э. Дайте характеристику каждому этапу, покажите эволюцию материальной и духовной культуры андроновцев на разных этапах. Объясните, под влиянием каких факторов происходили изменения в культуре племен? Охарактеризуйте памятники и поселения эпохи бронзы на территории Казахстана.
Подготовку к третьему вопросу темы начните с характеристики письменных и вещественных памятников, на основании которых мы получаем представления о населении Казахстана эпохи раннего железа. Среди ярких памятников сакской этнокультурной общности следует выделить памятники тасмолинской культуры Центрального Казахстана, майэмирской и тагарской культур Южной Сибири, башадарские и пазарыкские курганы Алтая, чиликтинские захоронения в Зайсанской котловине и горах Южного Алтая, а также др. Необходимо проанализировать имеющиеся сведения письменных источников древнегреческого, древнеиранского и китайского происхождения, в которых содержится разнообразная информация о сакских племенах изучаемой эпохи.
Студенты должны иметь представление о том, что вопросы локализации и этнической атрибуции скифо-сакских племен достаточно противоречивы, также как интерпретация самого термина "саки" и требуют внимательного изучения.
Вообще проблему формирования протогосударственных образований на территории Казахстана в означенный период следует начать с изучения понятий "государство", "имущественная дифференциация", "сакрализация власти", "военная демократия". Поэтому необходимо показать структуру общественного устройства сакского периода, выделить особенности социальной организации общества и политической истории саков. Характеризуя политические события, следует охарактеризовать отношения с Ахеменидской державой в VI-IV в.в. д.н.э. и походы Александра Македонского на восток в IV-III в. в.
В характеристике хозяйственной деятельности саков необходимо в первую очередь составить четкое представление о кочевничестве (номадизме) как явлении и его основных чертах, т.к. сакские и другие племена степной зоны были вовлечены в процесс генезиса кочевого хозяйственно-культурного типа и находились на стадии становления номадизма. Следует также подчеркнуть прогрессивное значение перехода к новой форме хозяйствования, определить формы скотоводческого хозяйства эпохи раннего железа, уровень и масштабы распространения земледелия, ремесла и торговли.
|
|
При рассмотрении вопроса о развитии и влиянии скифо-сакской культуры на культурное развитие более поздних племен, следует отметить особенности духовной культуры саков, проявляющиеся в явлении так называемой "скифской триады" ("звериного стиля", в искусстве, специфических предметах вооружения и элементах конской упряжки и скифской одежды). Также необходимо выделить отличительные черты погребальных обрядов и религиозных верований, бытовавших в эпоху ранних кочевников, особенности распространения письменности среди кочевых племен Евразии.
5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ: малые группы
6. ЛИТЕРАТУРА:
1. История Казахской ССР в 5-ти т. Т.1. А., 1977.
2. История Казахстана. Очерк. А., 1993.
3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х тт. Т. 1.
А., 1996.
4. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. - А., 1984.
5. Археологические исследования в Казахстане.- А-А. 1973.
6. Прошлое Казахстана пр археологическим источникам. - А-А., 1976.
7. По следам древних культур Казахстана. - А-А., 1963.
8. Акишев К.А. Искусство и мифология саков. - А., 1984.
9. Акишев К.А. Курган Иссык. А., 1978
10. Акишев К.А. Древние культуры саков и усуней долины р.Или. А-А. 1963
11. Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до
современности. А-А. 1970
12. Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986
7. КОНТРОЛЬ:
Раскройте содержание понятий и объясните их смысловое значение: микролитические орудия труда, материнский род, культ охотничьей магии, неолитическая революция, экзогамия, анимизм, антропогенез, техногенез, социогенез, дуально-родовой групповой брак.