Тема №4 Казахстан в период монгольского завоевания. Золотая Орда

Астана, 2011 г.

Тема №4 Казахстан в период монгольского завоевания. Золотая Орда.

ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Количество часов: 2

Курс: 1

Специальность: 051302 - «Общественное здравоохранение»

Составитель: Альжанова Р.С.

2. ЦЕЛЬ: показать особенности развития Казахстана в монгольский период, выяснить каким образом монгольское нашествие повлияло на развитие феодальных отношений на территории Казахстана.

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

- изучить процесс возникновения монгольской империи;

- показать общие факторы и конкретные условия, приведшие к распаду Золотой Орды;

- выявить исторические последствия монгольского завоевания для народов Центральной Азии и Казахстана.

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Монгольские и татарские племена: расселение и общественно-политический строй в XII-XIII вв.

2. Образование монгольского государства во главе с Темучжином (Чингисханом).

3. Вторжение монголов в Казахстан.

4. Сопротивление народов Казахстана, Средней Азии полчищам Чингисхана.

5. Образование улусов.

6. Образование, расцвет и распад Золотой орды.

Изучение темы данной темы на семинарских занятиях представляется весьма полезным для студентов в том плане, что в библиотеке имеется богатый источниковый материал по проблеме, студенты во время подготовки смогут самостоятельно поработать с монографической литературой.

При подготовке к первому вопросу следует помнить, что в средневековых сочинениях, в первую очередь, в персо-арабоязычных и китайских источниках, мы находим множество интересных сведении о Казахстане в домонгольский период. Ала ад-Дин Джувайни в своей хронике "История покорителя мира" /вторая половина XIII века/, рисуя сложную картину политической обстановки в тот период, называет три основные политические силы, действовавшие в Казахстане перед монгольским нашествием: кыпчаки - в Центральном Казахстане, каракитаи - в Южном, государство Хорезмшахов, в состав которого входила часть Казахстана от Арала до нынешней ст. Чили — на юго-западе Казахстана..

Следует уяснить, что общество кочевых тюрков - кыпчаков, канглы, карлуков, найманов, сохраняя и воспроизводя многие институты патриархального уклада, вступили уже в этап утверждения и развития феодальных отношений: начали формироваться ханские роды, возник институт наследственной передачи власти, что является характерными чертами раннефеодального государства. Свидетельством определенного уровня социальных отношений является приобщение тюрков к мировым религиям: карлуков, кыпчаков, канглы - к исламу, найманов, керейтов, уйгуров - к христианству о чем свидетельствуют китайские летописи.

Система общественной организации основывалась на институте родов, объединявшихся в племена, а также в более крупные объединения "иль" или "улус", стоявших над родами и над племенами. Каждый улус располагал определенной территорией и имел свои границы. Интересен анализ китайских политических терминов, обозначавших различные формы социальной организации у кочевников. В китайской историографии издревле существовала четкая терминология для определения уровня развития соседних народов, на основании которой можно предположить, что у кочевых тюрков в эпоху до завоевания Чингис-хана существовали формы государственности. Например: по отношению к кыпчакам, канглы, найманам, кереитам и карлукам применяется термин "го" - государство. Эти данные подтверждаются Рашид ад-Дином.

Анализ источников по вышеуказанной теме позволит студентам сделать вывод о том, что Казахстан накануне монгольских завоеваний находился на достаточно высоком уровне социально-экономи^Йсого развития, на стадии формирования у кочевников-тюрков раннегосударственных образований. Однако, политическая раздробленность стала основной причиной неудач насельников средневекового Казахстана на поле брани с монгольскими завоевателями.

Переходя ко второму вопросу, обратите внимание на ранние сведения о монголах и Чингис-хане, которые появляются в источниках в связи с борьбой между монгольскими родами на огромной территории от Великой китайской стены до Байкала, когда началось объединение кочевых племен татар, монголов, керейтов, найманов, мангытов, джалаиров. Рашид ад-Дин сообщает, что Чингис-хан родился в 1152 г., в то время, когда его отец Есугей-бахадур был государем большинства монгольских племен и его родичи были послушны и подвластны ему. "Сперва имя его было Тэмуджин. Ему было 13 лет, когда отец его скончался, а большинство сородичей и подчиненных от него отвернулись и дела его в течение 28 лет были в расстроенном состоянии. В дальнейшем счастье его стало расти и когда он покорил Он-хана, государя керейтов в 1203г., его стали называть Чингис, т.е. великий. Затем, когда он покорил государя найманов в 1206г. за ним утвердилась и была вручена царская власть, и он водрузил девятиножный белый тук и ему положили прозвище Чингис-хан".

Чингис-хан стремился придать внешнеполитическим кампаниям видимость консолидации кочевых народов в единую империю. Такая политика "объединения" привела к заключению союзных отношений, сопровождавшихся династийными браками, с уйгурским княжеством, с Семиреченским княжеством карлуков в 1211г. и с некоторыми княжествами кыпчаков и канглы, кочевья которых были Восточном Казахстане, на Алтае.

Об этих событиях Рашид-ад-Дин сообщает: "Весенней порой года барана, соответствующего 607г. /1211/, Арслан-хан, хан карлуков пришел на служение к Чингис-хану, покорился и в месте Карулэн он представил дары. Туда же вслед за ним явился Идикут, государь уйгуров, поднес дары и представил предложение, что "если Чингис-хан учинит пожалование, раба своего возвеличит, то я явлюсь, ради слышания издалека и прихода близко окружением красной мантии и кольцом золотым опоясный, я буду пятым сыном при четырех сыновьях Чингис-хана и умножу служение и оказывание услуг". Чингис-хан понял, что он желает дочь и приказал: "я дам дочь, и он также будет пятым сыном". Проанализируйте выдержки из средневековой хроники и подумайте, какое влияние на дальнейшие события могла оказать подобная политика монголов?

Присоединившиеся тюркские ханы должны были принимать участие в войнах на стороне монголов. Карлуки, уйгуры, та часть кыпчаков, канглы, найманов, которые подчинились Чингис-хану без сопротивления, под угрозой завоевания, также понесли серьезные потери, приняв активное участие в завоевательных походах монголов против других народов. По этой причине немало тюрков оказалось в Китае и в Иране, где им суждено было оставить свой след в истории и культуре этих стран в эпоху монгольского владычества. Самый тяжелый удар был нанесен найманам и кереитам, а также кыпчакам и канглы, обитавшим в Южном и Западном Казахстане. Об этом независимо друг от друга сообщают персидские, китайские и западноевропейские источники.

Наиболее стойкое сопротивление монголам оказали жители оседлых районов Семиречья. Многие восточные авторы рассказывают об осаде и взятии монголами Отрара. Кстати, в захвате Отрара участвовали перешедшие на сторону монголов карлуки во главе с Арслан-ханом и уйгуры во главе с Идикутом. Вот, что сообщает Абулгази в своем сочинении "Шаджари -тюрк":

"Султан Мохаммед-шах Хорезмский поставил Каир-хана с пятью­десятью тысячами человек охранять область Отрарскую. Предполагая, что монгольское войско хочет идти к Отрару, султан послал на помощь Каир-хану своего нукера Карача-хаджиба с десятью тысячами воинов. С 60-ю тысячами Каир-хан заперся в Отраре; сыновья Чингис-хана пять месяцев осаждали крепость; народ в Отраре начал унывать.

Карача-хаджиб сказал Каир-хану: "Сдадим Отрар сыновьям Чингис-хана и отдадимся им в подданство, тем мы спасем себя от тягостей осады. Каир-хан не соглашался на его слова, потому что его голова была причиной настоящих бедствий. Карача-хаджиб, видя, что Каир-хан не соглашается на его мнение, сколько раз он ни говорил ему, в одну ночь с десятью тысячами человек вышел из крепости... и предстал перед сыновьями Чингис-хана. Те сказали Карача-хаджибу: "Ты не соблюл верности своему господину, не удешь верен и нам", и велели убить его вместе с десятью тысячами человек.

Монголы вошли в Отрар теми же воротами. Всех жителей Отрара вывели в поле и избили. При таких обстоятельствах Каир-хан с двадцатью тысячами человек заперся в городской цитадели и, каждый день, делая вылазки, в битвах показал опыт, отличной храбрости, истребил много людей в монгольском войске.

Но, так как он в этих битвах потерял всех своих людей, то монголы ворвались в крепость. В этой крепости Каир-хан с двумя человеками скрылся наверху одного здания. Оба нукера его были убиты; когда у хана, который непрестанно должен был отражать от себя, не стало уже стрел, то невольницы его стали носить к нему кирпич со стен, и он кирпичами отбивался

Наконец, его окружили и живого привезли к царевичам. В то время царевичи получили весть, что Чингис-хан со всем своим ополчением обратился к Самарканду; на месте, называемом Кюк-Сарай, они велели убить Каир-хана".

"Отрарская катастрофа" продолжает привлекать к себе внимание ученых и общественности. Город Отрар, расположенный в месте впадения р. Арысь в Сыр-Дарью, был крупнейшим центром, через который проходили торговые пути из Европы на Восток. Тщательное изучение письменных источников проливает свет на "Отрарскую катастрофу" и монгольское завоевание Южного Казахстана и Средней Азии. История Отрара может быть понята только в рамках истории империи Хорезмшахов, находившихся в сложных взаимоотношениях с государством каракитаев. История Отшра может быть понята при достаточно четком выяснении роли кочевников в государстве Хорезмшахов. В литературе нередко встречаются утверждения относительно "предательства" Хорезмшахом Мухаммедом интересов Средней Азии, которое усматривается в его решении рассредоточить свои военные силы и в отказе от генерального сражения, т.е. объяснения ищут в личности самого Хорезмшаха. Это не соответствует исторической действительности. Объяснение может быть найдено, если мы уясним себе классовые антагонизмы государства Хорезмшахов, осложненные этническими противоречиями. Государство Хорезмшахов - это государство кочевников, установивших незадолго до монголов господство над оседлым населением Средней Азии. Им, также как и монголам, были чужды интересы оседлого населения. В этом ключ к пониманию проблемы крушения государства Хорезмшахов в целом и "Отрарской катастрофы" в частности. История этого государства в такой же мере проблема, подлежащая изучению историками Казахстана. По мнению А. Алимжанова, "Отрарская катастрофа" была одной из самых тяжелейших трагедий в истории земли, превосходившей по своим последствиям трагедию Хиросимы.

Упорное сопротивление монголам оказали и жители других городов: Сыгнака и Дженда. Вышеупомянутый Абулгази сообщает: "... Джучи-хан отправил послом к жителям Дженда своего нукера Джан-Тимура. Дженды не захотели покориться, замыслили убить Джан-Тимура. Джан-Тимур, употребив хитрость, избавился из рук их, возвратился в стан Джучи-хана и пересказал хану, как с ним там поступлено было. Джучи, разгневанный, пошел к Дженду, осадил его и взял крепость. Тех из жителей, которые составили умысел против Джан-Тимура, велел убить. Прочим жителям он не мстил смертью, а выведши вон из крепости, отдал на разграбление их имение". Таким образом, монголы уничтожили основные политические, экономические и культурные центры Казахстана, разрушили земледельческие оазисы. Оставшееся в живых население было обращено в рабство. Использование источникового материала на занятии позволит студентам достаточно полно представить монгольскую эпоху. При подготовке третьего вопроса о роли тюрков Казахстана в событиях монгольской эпохи студентам необходимо остановиться на таких проблемах: почему в ходе завоеваний монголы использовали военный опыт тюрков, вовлекая их в свои походы? Какое влияние на состояние монгольской армии оказала упорная борьба за независимость тюркских племён? Почему монголы при создании своих государств повторяли тюркские традиции административного деления, систему управления и организации власти, копируя даже дворцовые обряды? В заключение необходимо проанализировать причины массовых миграций кочевников.

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ: работа в малых группах, просмотр фильма «Чингис-хан».

6. ЛИТЕРАТУРА:

1. История Казахстана. Очерк. А-А. 1993

2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х тт.,1. А. 1996

3. История Казахстана: народы и культуры. А. 2001. С.50-53

4. Асфендияров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). Т. 1. А.
1935

5. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. Учебник-хрестоматия. Астана.
1999. С. 122-159

6. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан. А., 1998. С.98-120

7. Бартольд В.В. Сочинение. T.I. M. 1963. (глава "Туркестан в эпоху
монгольского нашествия").

8. Викторова Л.Л. Монголы: происхождение народа и истоки культуры. М., 1980

9. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А-А. 1992. С.169-213

10. Юдин В.П. Центральная Азия в XIV-XVIII вв. глазами востоковеда. А.,
2001.

11. Тюрки в монгольской империи Чингис-хана и его преемников.
XIII-XIV вв. Научно-аналитический обзор. Алма-Aтa, 1989

7. КОНТРОЛЬ:

Вопросы: Определите влияние монгольских завоеваний на этнополитические процессы, на хозяйственное развитие регионов, на культурное развитие стран.

Определите земли Казахстана, вошедшие в состав трех монгольских улусов

Улус Джичи…………

Улус Чагатая………..

Улус Угэдея………...

Улус Тулуя…………


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: