double arrow

Тема №2 ранние государственные образования на территории Казахстана

Астана, 2011 г.

Тема №2 Ранние государственные образования на территории Казахстана.

ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Количество часов: 2

Курс: 1

Специальность: 051302 - «Общественное здравоохранение»

Составитель: Альжанова Р.С.

2. ЦЕЛЬ: раскрыть основные этапы образования племенных союзов и государственных объединений на территории Казахстана.

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

- знать основные источники о ранних государственных образованиях;

- различать общественно-хозяйственное разнообразие ранних государственных образований;

- различать своеобразие взаимоотношений ранних племенных союзов;

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Племенные союзы и ранние государственные образования эпохи раннего железа.

2. Саки. Взаимоотношения саков с соседними государствами.

3. История гуннов.

4. Территория расселения усуней, канглов, их социально-экономическая история и военно-политическая организация.

При подготовке к семинарскому занятию, прежде всего, необходимо охарактеризовать основные письменные и вещественные памятники, на основании которых мы получаем представления о раннеклассовых объединениях хунну, усуней и канглы. Особо следует выделить среди письменных источников "Шидзи" ("Исторические записки") знаменитого китайского историка Сыма Цяна (III в.д.н.э.). Для характеристики вещественных памятников" эпохи ранних кочевников необходимо ознакомиться с работами казахстанских археологов, перечень которых приводится выше. Студент должен иметь четкое представление о территории расселения племенных объединений хунну, усуней, канглы и уметь объяснить причины их массовых миграций и движений.

По первому вопросу следует в первую очередь ознакомиться с историей образования державы сюнну (хунну), определить первоначальный ареал их места обитания, общую численность населения и затем перейти к характеристике хозяйственной жизни и политического строя племен. Образование империи хунну на границе с китайской империей оказало огромное влияние на политические процессы в Центральной Азии, а в дальнейшем и на весь регион Евразийского материка.

О хозяйственной деятельности хунну следует рассуждать с позиции особенностей номадных отношений, так как основу их жизни составляло кочевое скотоводство, о чем свидетельствуют китайские источники. Отмечая признаки возникновения имущественного и социального неравенства в обществе хунну, обоснуйте свое высказывание обширным материалом данных археологических изысканий, а также примерами из письменных источников. Необходимо подчеркнуть, что социальное неравенство нашло свое отражение не только в данности присутствия института монархической власти, наличии постоянной армии, формировании чиновничье-бюрократического аппарата, но также и в правовых нормах, представление о которых дают китайские летописи.

Характеризуя историю государства хунну, особо подчеркните роль этих племен в событиях мировой истории. Подумайте над тем, какое влияние на этнополитическую карту евразийского материка оказали массовые миграции хунну на Запад? Каково влияние этих событий на этнические процессы на территории Казахстана?

Второй вопрос можно начать с характеристики этнической истории усуней. При этом важно отметить противоречивость научных мнений о происхождении усуней. Подумайте, какая из существующих в научной литературе теорий об этническом происхождении усуней представляется вам наиболее объективной.

Далее переходите к характеристике социально-политических отношений в обществе усуней. О становлении государственности у усуней свидетельствует начавшийся процесс формирования системы управления этими сообществами и складывание сословно-феодальной иерархии. Следует обратить внимание на то, что процесс становления государственности у усуней (также как у хунну и канглы) происходил на основе древней триальной системы. Появление частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, формирование правовых норм знаменовали переход к классовому обществу.

Характеризуя хозяйство усуней, необходимо на основе имеющегося археологического материала и данных письменных источников определить доминирующую (преобладающую) форму экономического развития усуней, показать и отметить уровень развития земледелия, торгово-ремесленных отношений и городской культуры. Важно подчеркнуть, что в отличие от хунну, усуни, наследовавшие культуру саков Семиречья, создали богатые земледельческие центры, очаги железной металлургии в Семиречье.

Для более полной характеристики истории усуней, расскажите о материальной и духовной культуре племен, используя материалы раскопок поселений и могильников в Семиречье (Илийской, Таласской, Чуйской долинах), в среднем и нижнем течении р. Сыр-Дарья. Особое внимание следует обратить на существовавший у усуней устойчивый погребальный обряд с возведением погребальных сооружений ("цепочек") и на сложившуюся систему религиозных верований и представлений, что является свидетельством определенного уровня развития общества.

Ответ на третий вопрос начните с анализа проблемы локализации племен канглы и их приграничных отношений. Весьма важно подробно охарактеризовать взаимоотношения канглы с хунну и усунями и показать политические, экономические и культурные связи их с Китаем, странами Средней и Передней Азии. Географическое положение государства и контроль основных магистралей Великого Шелкового пути определяли не только положение государства в регионе, но и влияли на уровень развития социально-политических отношений.

Характеризуя хозяйство племен, отметьте, что основным занятием канглы было полукочевое скотоводство, а важным дополнением к нему служило богарно-лиманное земледелие.

По вопросу о культуре ранних племен (в том числе и канглы) следует подчеркнуть, что она явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, включила в себя и развила ее основные элементы. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и на Сыр-Дарье дают яркие и выразительные образцы материальной культуры канглы: жилища племен и их интерьер свидетельствуют об эволюции керамики, орудий труда и вооружения. Необходимо отметить также изменения в искусстве ранних кочевников, связанных со сменой традиционного сакского "звериного" стиля полихромным.

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ: работа в парах, малые группы.

6. ЛИТЕРАТУРА:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х тт. Т.1.
А., 1996.

2. История Казахстана. Народы и культуры. А., 2001. С.25-33.

3. История Казахской ССР. В 5-ти тт. Т. 1. А-А. 1977

4. История Казахстана. Очерк. А-А., 1993

5. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. Учебник-хрестоматия. Астана -
1999. С.80-100.

6. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан. А.. 1998.
С.30- 40.

7. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. -
А-А. 1992. С.51-72.

8. Акишев К.А. Древние культуры саков и усуней долины р. Или. А-А.
1963..

9. Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до
современности. -А-А. 1970.

10. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов (основы
жизнедеятельности номадного общества). - А.; М., 1995.

7. КОНТРОЛЬ: тесты

1. Титул правителей хуннов?

А. Гуньмо

В. Шаньюй

С. Каган

Д. Ябгу

Е. Шад

2. В 1007 г. найманы и кереиты приняли религию?

А. Мусульманство

В. Христианство

С. Зороастризм

Д. Буддизм

Е. Манихейство

3. «Джут» - это

А. сбор налогов в пользу хана

В. Массовый падеж скота

С. Родственная помощь

Д. Древний обычай казахов

Е. Головной убор мужчин

4. Ставка усуньского гуньмо находилась в городе

А. Суяб

В. Битянь

С. Даван

Д. Тараз

Е. Чигучен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: