ПРИЧИНЫ ПЕРЕСМОТРА СТАНДАРТОВ
Главными причинами пересмотра стандартов ИСО 9000 и выхода в 2000 г. новой версии стандартов являются следующие.
1. В Международной организации по стандартизации существует практика пересмотра стандартов один раз в пять-семь лет. Поэтому произошедший в 2000 г. пересмотр стандартов ИСО 9000 был запланирован заранее и не стал чем-то неожиданным или новым.
2. Причиной пересмотра стандартов ИСО 9000 является серьезный рост во всем мире числа организаций, сертифицировавших свои системы качества. Эти организации, а также многие специалисты по системам качества неоднократно выступали с предложениями учесть их пожелания и требования при разработке новой версии стандартов. Главными из этих пожеланий и требований были следующие:
· обеспечить большую совместимость стандартов ИСО 9000 со стандартами ИСО 14000;
· предусмотреть общую структуру и даже единое оглавление стандартов ИСО9001 и ИСО 9004;
· заложить в основу стандартов ИСО 9000 процессный подход;
· расширить возможности неприменения (исключения) требования ряда пунктов стандартов, на соответствие которым проводится проверка и сертификация систем качества;
· ввести вместо требования обеспечения качества требование о необходимости постоянного улучшения качества продукции и процессов в организации;
· ввести положение о необходимости постоянной работы по удовлетворению интересов, требований и ожиданий всех сторон (лиц), заинтересованных в деятельности организации;
· упростить терминологию и понятия, с помощью которых излагаются требования и рекомендации стандартов ИСО 9000;
· включить в стандарты ИСО 9000 вопросы, связанные с самооценкой организации;
· согласовать подходы стандартов ИСО 9000 с моделями совершенства, заложенными в основу так называемых премий по качеству;
· уменьшить общее число стандартов.
3. Имели место критические замечания пользователей стандартов ИСО 9000, связанные с реальными изменениями в мире бизнеса за предшествовавшие пять-десять лет. В частности, вносились предложения, чтобы новая версия стандартов была в равной степени применима к малым, средним и крупным организациям, а также чтобы требования к объему и необходимой степени детализации документации системы качества были приведены в соответствие с желаемыми результатами деятельности организации.
4. Специалисты по управлению качеством продукции неоднократно говорили о желательности включения в стандарты ИСО 9000 так называемых принципов менеджмента качества по аналогии с теми принципами, которые были ранее сформулированы применительно к теории и практике всеобщего управления качеством.