double arrow

Серии 9000 версии 2000 г

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТОВ ИСО

В стандартах ИСО 9000 версии 2000 г. вместо трех моделей обеспечения качества ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО9003 введена одна модель – ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования», преобразованная в 2001 г. методом смены об ложки в национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Модель ИСО 9001:2000 обязывает организации заниматься не только обеспечением качества, но и его постоянным улучшением, а также постоянным улучшением системы менеджмента качества.

Стандарт ИСО 9004:1994 заменен стандартом ИСО 9003:2000 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности», преобразованный в 2001 г. в национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9004-2001. При этом в версии 2000 г. стандарты ИСО 9001 и ИСО 9004 впервые представляют собой взаимосогласованную и совместимую пару стандартов, имеющих одинаковый порядок изложения рекомендаций и требований.

Кроме вышеназванных основополагающих стандартов были введены:

· ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (ГОСТ Р ИСО 9000-2001);

· ИСО 19011:2000 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента».

Стандарт ИСО 9001:2000 имеет следующие основные параграфы:

1. Область применения.

2. Нормативные ссылки.

3. Определения.

4. Система менеджмента качества.

5. Ответственность руководства.

6. Менеджмент ресурсов.

7. Процессы жизненного цикла продукции.

8. Изменения, анализ и улучшения.

В новой версии стандартов ИСО 9000 произошли заметные терминологические изменения. Вместо термина «система качества» теперь употребляется термин «система менеджмента качества». В стандартах новой редакции цепочка поставки продукции вместо субподрядчик-поставщик-потребитель имеет вид: поставщик – организация – потребитель (заинтересованная сторона).

В стандартах ИСО 9000:2000 термин «продукция» определен как «результат процесса» и подразумевает также услуги, программные средства, технические средства и перерабатываемые материалы.

Впервые введены два новых термина – верификация и валидация – в русском языке отсутствуют эквивалентные им понятия.

Верификация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.

Валидация: Подтверждение наоснове представления объективеых свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.

В результате переработки стандартов ИСО 9000 их новая версия 2000 г. стала значительно более совместимой с действующей версией стандартов ИСО 14000 (1996 г.). В частности, уменьшились различия в терминологии и структуре стандартов этих двух семейств. Однако оставшиеся различия в ближайшее время сохранятся, так как стандарты обеих серий, во-первых, предназначены для удовлетворения разных заинтересованных сторон (имеющих разные цели), а во-вторых, относятся к разным разделам законодательства и к разным экономическим реалиям. В настоящее время запланирована переработка и введение в действие новой версии стандартов ИСО 14000. Следует ожидать, что в результате будет достигнута еще большая их согласованность.

В стандарте ИСО 9000:2000 значительно снижены требования к документированию. Этот стандарт является менее регламентирующим по сравнению со стандартами предыдущих версий. Он дает возможность любой орган6изации проявить большую свободу и гибкость при выборе путей (способов) разработки и представления документации системы менеджмента качества. Это позволяет каждой организации разрабатывать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективности планирования и выполнения процессов и управления ими, а также осуществления непрерывного улучшения ее системы менеджмента качества.

Стандарт ИСО 9001:2000 требует, чтобы в системе менеджмента качества были разработаны, документально оформлены, внедрены и поддерживались в рабочем состоянии только шесть обязательных документированных процедур:

1. Управление документацией.

2. Управление записями.

3. Внутренние аудиты (проверки).

4. Управление несоответствующей продукцией.

5. Корректирующие действия.

6. Предупреждающие действия.

Некоторым организациям, как правило, крупным или имеющим сложные процессы для обеспечения эффективности и улучшения менеджмента качества, могут потребоваться дополнительные документированные процедуры.

В новую версию стандартов включены восемь принципов менеджмента качества, которые помогают руководству организации руководствоваться ими с целью улучшения ее деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: