Образование политических партий: социальный состав, программа и тактика

Основные общественные течения: дворянско-консервативное, буржуазно-либеральное, революционно демократиче­ское. — Три политических лагеря. — Революция 1905— 1907 годов. — Поведение политических лагерей. — Послед­ствия революции

Общественно-политические силы в России. Революция 1905—1907 гг.

Государственная дума — первый опыт российского парламен­таризма

Образование политических партий: социальный состав, програм­ма и тактика.

Общественно-политические силы в России. Революция 1905— 1907 гг.

На рубеже XIX—XX вв. в странах Западной Европы общеде­мократические свободы в основном были завоеваны. Эти свободы стали результатом борьбы прогрессивной части общества, буржуа­зии, пролетариата против монархических режимов, за достижение всеобщих парламентских выборов, республиканского строя. Пере­ход к империализму одновременно характеризовался в политике правящих классов тенденцией к ограничению демократий. Мили­таризм и империалистические войны еще более усиливали эту реак­ционную тенденцию. В ответ на активное противодействие масс, возрастание организованности и сознательности рабочего класса дальновидные политики западных стран стали прибегать к мето­дам социального маневрирования, к демонстрации показного “де­мократизма”. Выражая интересы определенных классов и слоев общества, активное участие в общественно-политической жизни своих государств принимали политические партии.

К концу XIX в, в странах Азии и Африки с каждым годом крепнет национально-освободительное движение и становится са­мым важным фактором общественного развития Востока. В борь­бу против колонизаторов включались новые общественные силы, широкие народные массы. Огромное влияние на подъем револю­ционного движения в странах Азии оказала российская револю­ция 1905—1907 гг.

В России особенности социально-экономического, и политиче­ского развития не могли не отразиться на общественно-политиче­ских процессах, на формировании политических партий. Так, рос­сийский пролетариат занимал более решительные позиции в борьбе против самодержавия, быстрее сформировал свою партию и оп­ределил революционные задачи. В начале XX в. Россия выработа­ла первый опыт парламентаризма, уроки которого не могут преда­ваться забвению.

В ходе реформ 60—70-х гг. в России на арене общественно-по­литической борьбы наметились три основных общественных тече­ния: 1) дворянско-консервативное; 2) буржуазно-либеральное; 3) революционно-демократическое. В последующие годы эти течения развивались, процесс их оформления в политические партии за­вершился лишь в период первой российской революции.

Основное ядро консервативного течения составляли консерва­тивно настроенные помещики. Царское правительство стремилось укрепить их экономическое положение путем предоставления раз­личных льгот и сохранения полукрепостнической эксплуатации крестьян. Оформившийся правительственный лагерь обладал гро­мадной силой. Главной целью правительственного лагеря являлось сохранение в стране неограниченного самодержавия.

Идеологическому укреплению самодержавия должна была слу­жить “теория официальной народности”, оформившаяся еще в 30 —40-х гг. XIX в. Теория основывалась на триаде — самодержа­вие, православие, народность. Идея незыблемости самодержавия и православия, якобы вековой приверженности к ним патриар­хального, послушного народа — все это разрабатывалось еще в предшествующую эпоху.

Острота общественно-политической борьбы в стране способст­вовала постоянным политическим колебаниям в правительствен­ной среде, некоторые представители которой испытывали влияние либерально-монархических взглядов. В это время развивается пра­вительственный либерализм как компромиссное течение, возник­шее под влиянием общественно-политической борьбы, и разраба­тывается теория постепенности реформ и мирного разрешения об­щественных проблем, в разработку которых существенный вклад внес историк К.Д. Кавелин (1818—1885 гг.).

Среди части консервативных дворян, недовольных реформой 1861 г., возникает течение, направленное на ограничение самодер­жавия, на создание узкосословной, олигархической дворянской конституции, призванной закрепить главенствующую роль дворян­ства в политической и экономической жизни страны. Сторонники “охранительных начал” группировались вокруг наследника престо­ла, цесаревича Александра Александровича.

И все-таки, несмотря на некоторые расхождения в правитель­ственном лагере, основной целью этого блока было сохранение в стране неограниченного самодержавия и того общественного строя, который сложился в России в ходе многовековой истории.

Либерализм как особое идейно-политическое течение возник в России в период кризиса феодального строя в середине ХIХ в. По своему идейно-политическому содержанию либерализм был бур­жуазным явлением, ибо отражал интересы капиталистического развития страны. Его состав неоднороден: либеральные помещи­ки, либерально-монархическая буржуазия, буржуазная интелли­генция. На разных этапах своей эволюции эти социальные силы играли разную роль. Характерной особенностью развития либера­лизма в первые десятилетия после реформ было то, что основны­ми носителями либеральных идей выступали буржуазные слои дворянства и интеллигенции, а их деятельность проходила глав­ным образом, в рамках земских учреждений. Буржуазия, вырос­шая в условиях правительственных заказов, была политически инертной.

В 60—70-х гг. земские либералы стремились расширить сферу деятельности земских учреждений в местной хозяйственной и куль­турной жизни, получить право на участие в государственном уп­равлении. С середины 70-х гг. до середины 90-х гг. основным про­явлением либерализма была подача адресов и ходатайств с изло­жением основных требований: необходимость созыва Земского со­бора, реформа Государственного совета, расширение прав органов местного самоуправления, установление в России буржуазных сво­бод, отмена сословных привилегий и др. В это же время некото­рые радикально настроенные представители земств обратились к нелегальной политической деятельности. К началу 90-х гг. в ли­беральном движении намечаются новые тенденции.

Выделяются два течения: радикальное (конституционное), представленное одним из лидеров тверского земства И.И. Петрункевичем (1843—1928 гг.), и умеренное во главе с председателем Московской земской управы Д.Н. Шиповым (1851—1920 гг.) Зем­цы-конституционалисты, подав письмо Николаю II, надеялись на понимание с его стороны. Но царь назвал призывы либералов “бессмысленными мечтаниями”. Оформившийся буржуазно-либеральный лагерь стоял в оппо­зиции к самодержавной власти и требовал ее ограничения и в то же время был готов на соглашение с царизмом.

Революционно-демократическое движение в России, так же, как и в странах Западной Европы, возникло в период перехода к капиталистическим отношениям. Особенностью российского исто­рического процесса было то, что на раннем этапе руководство борьбой за преобразования принадлежало не буржуазии, а дво­рянству. Как известно, история революционного движения в стра­не началась с декабристов. Но на первом этапе (1825—1861 гг.) революционного движения не произошло единения революционе­ров и народа.

На втором этапе (1861—1895 гг.) освободительного движения главной фигурой движения становятся революционеры-разночин­цы. Складываются два центра революционного движения: один в Лондоне при редакции журнала “Колокол” (А.И. Герцен и Н.П. Огарев), второй — в России вокруг редакции журнала “Современ­ник” (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов).

Их демократические, антилиберальные традиции восприняли народники 70-х гг. Идейной основой народничества явилась тео­рия общинного социализма. Они идеализировали крестьянскую общину, артели, кустарные промыслы как виды единого “народ­ного производства”. Капитализм в России, как они полагали, не имеет почвы для своего развития, он искусственно “насаждается” в стране.

Основы идеологии революционного народничества были сфор­мулированы А.И. Герценом (1812—1870 гг.), Н.П. Огаревым (1813—1877 гг.) и Н.Г. Чернышевским (1829—1889 гг.), которые пытались найти для страны, отставшей в социально-экономиче­ском развитии, оригинальный, “сокращенный” по сравнению с За­падом путь развития, соответствующий интересам народных масс. Главными теоретиками народничества 70-х гг. XIX вв. были М.А. Бакунин (1814—1876 гг.) — анархистское, или бунтарское направ­ление, П.Л. Лавров (1823—1900 гг.) — пропагандистское направ­ление, П.Н. Ткачев (1844—1885/1886 гг.) — заговорщическое или якобинское направление. Общим для них во взглядах было то, что коренные проблемы социально-экономической жизни 'народов не могут быть решены вне революции, так как интересы эксплуати­руемых масс и эксплуататорского меньшинства непримиримы. Раз­личия между тремя направлениями радикальной народнической мысли были связаны со взглядами их идеологов на движущие си­лы революции, на роль различных классов и сословий в револю­ционном движении, на задачи и тактику борьбы.

В начале 70-х гг. народники неоднократно пытались поднять крестьянство на восстание. В этих целях весной 1874 г. револю­ционная молодежь предприняла попытку массового хождения в народ. Но эта тактика потерпела неудачу.

В 1876 г. было создано тайное революционное общество народ­ников “Земля и воля”. В 1879 г. из-за разногласий в методах ве­дения борьбы в связи с переходом части народников к террори­стической деятельности образуются две организации “Черный пе­редел” и “Народная воля”. Основателями “Народной воли” были А.И. Желябов, А. А. Квятковский, Н.А. Морозов, С. Л. Перовская и др. Программой организации ставились задачи: уничтожение са­модержавия, созыв Учредительного собрания, демократические свободы, передача земли крестьянам. Народовольцы занимались агитацией во всех слоях населения, организацией террора (8 по­кушений на Александра II и его убийство 1 марта 1881 г.). Мас­совые аресты, идейный и организационный кризис привели к раз­грому “Народной воли”.

“Черный передел” возглавили Г. В. Плеханов, Я. В. Стефано­вич и др. Они взяли за основу своей деятельности борьбу за эко­номические преобразования, за “черный передел” — за коренное перераспределение земельной собственности. Осенью 1880 г. во взглядах чернопередельцев наметились сдвиги, а в 1883 г. его ли­деры основали группу “Освобождение труда”.

К концу 70-х — началу 80-х гг. XIX в. революционное народни­чество “вырождается” в либеральное, которое уже не ставит сво­ей целью организацию революционной борьбы за свержение суще­ствующего строя.

С середины 90-х гг. начинается новый этап освободительного движения России, который Ленин охарактеризовал как пролетар­ский. Но впервые рабочие России выступили с протестами против насилия и эксплуатации еще в 60-х гг. XIX в. Эти выступления по­ходили скорее на крестьянские бунты. В 70-х гг. рабочее движение испытывало на себе сильное воздействие народничества и продол­жало оставаться частью общедемократического движения. В эти годы примитивные бунты стали сменяться стачками. Выделяются вожаки рабочего движения — П.А. Алексеев, В. Герасимов, А. Петерсон, С. Халтурин и др.

Первые политические организации пролетариата — “Южно-российский союз рабочих” (Одесса, 1875 г.) и “Северный союз рус­ских рабочих” (Петербург, 1878—1880 гг.) способствовали акти­визации рабочего движения, его продвижению на путь самостоя­тельного и сознательного действия.

Растущее рабочее движение создавало предпосылки для зарож­дения в России социал-демократизма, для распространения рево­люционной теории. Основную миссию по распространению марк­сизма в России в 80-х гг. взяла на себя группа “Освобождение тру­да”. Она видела свои цели в распространении идей социализма, в критике 'ошибочных взглядов народников, в разработке и объясне­нии важнейших вопросов и явлений российской общественной жизни с позиций теории социализма. С деятельностью Г.В. Пле­ханова и его группы связано и начало разработки проектов про­граммы партии.

В самой России в это время создавались социал-демократиче­ские группы и кружки. Наиболее известные из них — Д.Н. Благоева (1855—1924 гг.) П.В. Точисского (1864—1918 гг.), М.И, Бруснева (1864—1937 гг.). Всего в этот период в 24 губерниях России действовало 10 групп переходного от народничества к марк­сизму характера и 53 социал-демократические организации. Глав­ное внимание в них уделялось политической учебе и культурному развитию рабочих, воспитанию сознательных руководителей масс. Деятельностью группы “Освобождение труда” и социал-демократических кружков в России были заложены основы теории и про­граммы социал-демократической партии.

Большой вклад в становление и развитие российского социал-демократизма как идейно-политического течения внес В.И. Ленин (Ульянов) (1870—1924 гг.). В своих работах 90-х гг. он обосновал идею гегемонии пролетариата в освободительном движении, рас­сматривал союз рабочего класса и крестьянства как решающую силу общественного прогресса, анализировал перспективы демо­кратической и социалистической революции, писал об организа­ции пролетарского авангарда в самостоятельную политическую партию.

В.И. Ленин вел идейную борьбу с либеральными народниками и “легальными марксистами”. Выдвигая программы реформ, на­родники 90-х гг., ставили задачу улучшения положения крестьян­ства при сохранении основ российского общества. “Легальный марксизм” как идейно-политическое течение либерально-буржуаз­ной интеллигенции, возглавляемой П.Б. Струве, Н.А. Бердяевым и др., отрицал наличие классовых антагонизмов, представлял госу­дарство вечной надклассовой категорией.

В начале XX в. рабочий класс России рядом своих выступле­ний заявил о себе как о крупной политической силе. В 1900— 1904 гг. в России произошло 670 крестьянских восстаний. Состав­ной частью политической палитры начала века стали студенческие волнения. Имели место случаи брожения в армии, антиправитель­ственные выступления в национальных районах страны.

Расстрелом мирного шествия рабочих в Петербурге 9 января 1905 г. началась революция в России. По всей стране прокатилась волна протеста, но призыв партии большевиков к вооруженному восстанию не нашел тогда поддержки.

Высшей точкой развития революции стало декабрьское воору­женное восстание в 1905 г. После поражения восстания борьба ре­волюционных сил продолжалась, однако она носила эпизодиче­ский характер, а ее масштабы свидетельствовали о том, что рево­люция медленно, но шла на спад. Первая революция в России за­кончилась поражением летом 1907 г., когда 3 июня царское прави­тельство, разогнав II Государственную думу, совершило государ­ственный переворот.

Каждая партия входила в тот или иной из трех политических лагерей: 1) правительственный; 2) либерально-буржуазный; 3) ре­волюционно-демократический.

Правительственный лагерь объединял наиболее реакционные силы страны, стоявшие на страже интересов самодержавно-кре­постнического строя. В революции 1905—1907 гг. правительство поддерживали 6 помещичье-монархических и 8 реакционных бур­жуазных партий и множество мелких политических организаций, которые в той или иной степени примыкали к этим партиям. Все они единодушно требовали от правительства железной рукой по­давить революционные выступления.

Политическое поведение либерально-буржуазных партий на протяжении всего хода революции — это колебания между демократической мелкой буржуазией и контрреволюционными элемен­тами крупней буржуазии, между стремлением опереться на народ и боязнью его революционной самодеятельности. Но при всех зиг­загах достаточно четко прослеживается общая тенденция разрыва с демократией, с одной стороны, и сближения с правительствен­ным курсом в отношении к революции — с другой. При этом либе­ралы упорно пытались встать во главе революции, повести за со­бой широкие слои народа.

Революционно-демократический лагерь — пролетариат и его союзники — представлял собой в России силу, объективно способ­ную не только успешно противостоять самодержавию и либераль­ной буржуазии, но и. привести народную революцию к победе. Но в 1905—1907 гг. пролетариат еще не сумел скоординировать вы­ступление различных революционных сил, которые обеспечили бы их победу над самодержавием.

Первая российская революция потерпела поражение в силу ря­да причин и прежде всего из-за неблагоприятного соотношения сил революции и контрреволюции. Но последующие поколения ре­волюционеров, и не только в России, извлекли из ее опыта необ­ходимые уроки.

События 1905—1907 гг. явились прологом революционных сра­жений XX в. Революция показала силу пролетариата, его способ­ность повести за собой крестьянство, выявила правильность и оши­бочность стратегии и тактики политических партий.

Революция в России оказала воздействие на развитие общест­венно-политических движений, на активизацию борьбы пролета­риата в развитых капиталистических странах Запада, на новый мощный подъем национально-освободительного движения народов Востока.

Таким образом, в пореформенный период получили развитие основные общественно-политические течения, которые к началу первой революции в России оформились в три партийно-политиче­ских лагеря. Расстановка партийно-политических сил представля­ла из себя довольно пеструю картину. Борьба между ними велась за то, чтобы занять главное место в определении судьбы России.

Этапы формирования партий. — Социалистические партии. — Либерально-буржуазные партии. — Помещичье-монархические партии. — Социально-классовые основы, — Про­грамма. — Тактика

На определенном этапе общественного развития выдвигается па повестку дня необходимость создания организаций, объединяю­щих наиболее активных представителей различных классов или социальных групп, способных отстаивать интересы данной части населения. К началу XX в. человечество уже располагало таким опытом строительства политических партий. В России же этот про­цесс начался позже, так как самодержавие тормозило какую-либо политическую деятельность.

Образование партий — это не единовременный акт, а процесс, который проходит определенные этапы. 1-й этап — это формиро­вание определенных идейно-политических настроений, побуждаю­щих единомышленников объединяться в кружки. На 2-м этапе — выкристаллизовываются направления общественно-политической мысли, носители которой группируются вокруг определенных пуб­личных изданий. И лишь потом на 3-м этапе происходит организа­ционное и политическое оформление самого партийного коллекти­ва на основе выработанных организационных, идейных и политических принципов для совместной организационной работы — про­паганды и агитации за свою программу и тактику.

Канун первой российской революции явился тем историческим моментом, когда политические партии в России проходили 1-й или 2-й этапы своего становления. Причем если господствующие клас­сы помещиков и крупная буржуазия еще не ощутили грозящей опасности их интересам и поэтому не испытывали пока необходи­мости в политическом объединении в партии и союзы, то демокра­тические слои общества увидели в организованной оппозиции ре­альную альтернативу существующей политической власти.

В ходе революции классовая борьба в России приобрела ярко выраженный партийный характер. Процесс образования партий вступил в свой 3-й этап.

В зависимости от социально-классовой основы, программных и тактических установок все политические партии, образовавшиеся до и в годы революции, можно разделить на 4 большие группы:

1) пролетарские (большевики); 2) революционно-демократические (социал-демократического и левонароднического направлений); 3) буржуазные (с выделением двух разновидностей: либеральных и консервативных); 4) помещичье-монархические.

В свою очередь каждая из этих четырех групп партий входила в тот или иной из трех политических лагерей: правительственный, либерально-буржуазный, революционно-демократический.При этом надо иметь в виду, что развитие революции, углубление клас­совых противоречий, хотя и не нарушало основ разграничения по­литических сил, в то же время часто вело к изменению позиции партий и групп, стоявших на границе делений.

Еще задолго до революции начали организовываться социали­стические партии. Так, в 1892 г. образовалась Польская социали­стическая партия, в 1893 г. — социал-демократия Королевства Польского и Литвы, в 1898 г. — литовская и латышская социал-демократические партии.

В.И. Ленин и его соратники в начале 90-х годов начали под­готовку к созданию пролетарской партии. Зачатком такой партии стал организованный ими в 1895 г. “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”. Деятельность Союза был нацелена на соедине­ние теории социализма с массовым рабочим движением. На мес­тах из кружков и групп под разными названиями начали созда­ваться социал-демократические организации.

Задача создания партии стала особо актуальной в связи с на­чавшейся в 80-х гг. дифференциацией в российском социал-демо­кратическом движении и обозначившимся разделением на 2 основ­ных направления: революционное и реформаторское. Реформаторские тенденции в социал-демократическом движении получили наи­более полное выражение в идеологии и тактике “экономизма”. “Экономисты” выступали в защиту профессиональных интересов рабочих и удовлетворения их повседневных нужд и создания пар­тии по типу конфедерации местных кружков культурно-просветительского толка.

В марте 1898 г. в Минске представители четырех “Союзов борь­бы”, Бунда и группы “Рабочей газеты” (всего 9 делегатов) собра­лись на I съезд РСДРП (Российской социал-демократической ра­бочей партии). Съезд стал ступенью на пути создания революцион­ной пролетарской партии, хотя и продолжался период раздроблен­ности кустарничества и кружковщины,

Идейно-теоретическая и организаторская работа В. И. Ленина и его соратников сделала возможным созыв II съезда РСДРП (июль — август 1903 г.). Важнейшими документами, принятыми съездом, были Программа и Устав партии. В Программе были по­ставлены две коренные задачи партии — свержение самодержавия в России и установление демократической республики, борьба за победу диктатуры пролетариата. Но в демократическом лагере вместо единой РСДРП практически выступали две партии — боль­шевики и меньшевики. Окончательное размежевание этих партий произошло в 1912 г.

На рубеже XIX—XX вв. в революционно-демократическом движении сложились два основных направления: социал-демократиче­ское и левонародническое, которым соответствовали две группы политических партий. Большевики как представители революцион­ной социал-демократии возглавляли демократический лагерь. Меньшевики представляли реформаторское течение социал-демо­кратии. Социал-демократическое направление пестрело разного рода национальными образованиями, родственными меньшевикам. Вих числе: “Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России” — Бунд (1897 г.), Революционная украинская партия — РУП (1900 г.), социал-демократическая партия (1887 г.), Литов­ская социал-демократическая партия (1896 г.), Эстонский социал-демократический рабочий союз (1905 г.).

Главной силой левонароднического направления выступила партия социалистов-революционеров (эсеров). Эсеры, официально заявившие о себе в январе 1902 г., образовались из разрозненных организаций народнического направления на платформе демократи­ческого “крестьянского социализма”. Претендуя на титул “крестьян­ской”, партия эсеров по своему составу была преимущественно интеллигентской.

Много в ней было выходцев из семей капиталистов и дворян. Вошли в партию эсеров и представители крестьян и рабо­чих. Идейные и политические разногласия в партии, наметившиеся уже на ее I съезде (декабрь 1905 г. — январь 1906 г.), привели летом 1906 г. к расколу эсеров на три течения: а) левое — “мак­сималисты”, б) центр — эсеры старого типа, в) правое — “народные социалисты” (энесы).

“Максималисты” предстоящую революцию предлагали приз­нать не буржуазной, а социалистической. Требовали немедленной “социализации” не только земли, но и всех фабрик и заводов. Энесы стремились свой “социализм” приспособить к интересам зажиточной части крестьянства. Они отказались поддержать эсе­ровскую идею социализации земли, отреклись не только от социа­лизма, но и от требования демократической республики. Их уст­раивала конституционная монархия.

Основная масса всего состава партии эсеров сгруппировалась вокруг Центра на основе программы, принятой на I съезде. В их программе говорилось, что в России противостоят друг другу две силы: с одной стороны, дворянство, буржуазия и деревенское ку­лачество, а с другой — пролетариат, трудовое крестьянство и ин­теллигенция. Одну из задач революции они видели в социализа­ции земли, т. е. в ее передаче из частной собственности в общена­родное достояние и распределение ее органами народного самоуп­равления на основе уравнительно-трудового принципа. Эсеры в ка­честве своей ближайшей цели ставили задачу агитации за созыв Учредительного собрания для ликвидации самодержавного режи­ма и установления свободного народного правления. Проявляя склонность к революционному авантюризму, эсеры признавали тактику индивидуального террора главным методом политической борьбы. Лидерами партии стали В.М. Чернов, П.А. Аргунов, А.П. Гоц и др.

По тактическим методам борьбы к эсерам приближались анар­хисты.

Среди ряда национальных партий левонароднического направ­ления наиболее крупной была партия Дашнакцутюн — Армянский революционный союз (1890 г.). Это направление также поддержи­вали Революционная партия социалистов-федералистов Грузии (1904 г.), Белорусская революционная партия, переименованная вскоре в Белорусскую социалистическую громаду (1902 г.), Ла­тышский социал-демократический союз (1901 г.). Так как при раз­работке своих программ национальные левонароднические партии брали за эталон документы партии социалистов-революционеров, их программные установки имели много общего.

Наряду с этими партиями, выступавшими сторонниками раз­личных ветвей социалистической мысли, на окраинах страны стали возникать национальные партии, выдвигающие общедемократиче­ские требования в национальном вопросе, — польская, литовская, латышская, армянская, грузинская, еврейская.

В августе 1905 г. состоялся 1 съезд “Иттифак-эль-Муслимин” (“Союз мусульман”), в котором участвовали и башкирские либералы. В резолюции съезда указывалось на необходимость еди­нения всех мусульман, выдвигалось требование об уравнении му­сульман с русскими “в политических, религиозных и имуществен­ных правах”. Принятие партийного устава и официальное заявле­ние о создании партии состоялось в январе 1906 г. “Иттифак-эль-Муслимин” самораспустилось после третьеиюньского переворота 1907 г.

Завершение создания партий либеральной буржуазии пришлось на подъем первой революции в России. Еще в 1899 г. большая группа земских либералов объединилась в полулегальный кружок “Беседа”. В 1903 г. из наиболее радикальных земцев был создан “Союз земцев-конституционалистов. Одновременно в 1902 г. вы­шел первый номер журнала “Освобождение”. В 1904 г. из предста­вителей буржуазной интеллигенции и либеральных земцев созда­ется “Союз освобождения”, завершивший консолидацию сил и по­дошедший к образованию партии конституционных демократов (октябрь 1905 г.). В 1906 г. к ранее принятому официальному наз­ванию добавилось: партия “народной свободы”. В целом програм­ма кадетов была рассчитана на развитие России по капиталисти­ческому пути западного образца. Выдвинутое вначале требование конституционной монархии в 1917 г. было заменено требованием демократической парламентской республики. Кадеты подчеркива­ли, что они как партия надклассовая занимают особую позицию, Партия кадетов выступала за культурное самоопределение наций, равенство граждан, независимо от сословий. Основу партии состав­ляла либеральная интеллигенция, в первую очередь представители ее высших слоев. В партию также входили высокооплачиваемые категории служащих, представители городской мелкой буржуазии. Первым председателем конституционно-демократической партии народной свободы стал крупный землевладелец князь П. Д. Дол­горуков. В 1907 г. председателем партии становится ученый-исто­рик П. Н. Милюков. В действовавших в 1905—1907 гг. примерно трехстах организациях кадетов числилось от 60 до 100 тыс. чле­нов партии.

Кроме кадетов, в либерально-буржуазный лагерь входило бо­лее десятка общероссийских и национально-буржуазных партий. Наиболее значительными из них были партия демократических ре­форм, демократический союз конституционалистов, партия мирно­го обновления и др. Все они находились в оппозиции к царскому правительству, и их программы отличались от кадетской требова­нием национального равноправия и права политического и куль­турного самоопределения в рамках автономии.

В революции 1905—1907 гг. правительство поддерживали помещичье-монархические, реакционные буржуазные партия и мно­жество мелких политических организаций, которые в той или иной мере примыкали к этим партиям. В отличие от буржуазных и ре­волюционно-демократических партий эти организации, как прави­ло, были только русскими. Это объясняется тем, что во главе госу­дарства стояли русские помещики.

Наиболее крупными монархическими партиями, образовавши­мися после 17 октября 1905 г., были “Союз русского народа” (100 тыс. человек), “Русский народный союз имени Михаила Арханге­ла” (20 тыс.), “Русская монархическая партия” (более 2 тыс. че­ловек). “Союз русского народа” в своем первом программном до­кументе заявил, что в основу деятельности этой партии положены идеи православия, самодержавия, народности. Членами союза мог­ли состоять “только природные русские люди обоего пола, всех со­словий и достояний”. Главным органом партии стала газета “Рус­ское знамя”, председателем главного совета стал статский совет­ник Дубровин А.И.

В программе главной партии буржуазии — “Союз 17 октября” (октябристов) — государственное устройство России виделось как конституционная монархия, но не с Учредительным собранием, а с Государственной думой. За нерусскими народами, кроме финнов, не признавалось даже права культурной автономии. Социальную основу партии составила крупная финансовая и торгово-промыш­ленная буржуазия, крупные помещики, ведущие свое хозяйство по капиталистическому пути, незначительная часть верхушки ин­теллигенции. Председателем ЦК партии вначале был крупный зем­левладелец Д.Н. Шипов, а с октября 1906 г. московский купец А.И. Гучков.

К “Союзу 17 октября” в годы революции примыкали 18 различ­ных партийных организаций, в их числе Торгово-промышленный союз, прогрессивно-экономическая партия, Балтийская конститу­ционная партия и др. Подобно октябристам действовали и многие национальные буржуазные партии, видя в царизме своего защит­ника от народного гнева.

Таким образом, на рубеже XIX—XX вв. происходит оформле­ние течений освободительного движения России в политические партии, которые стали выступать выразителями интересов опреде­ленных социальных групп и классов в острых политических схват­ках. Величайшим катализатором образования новых политических партий стала первая российская революция. За короткий период в России возникло столько политических партий, сколько не имелось ни в одной стране мира. К концу гражданской войны 1917—1920 годов численность российских партий составила около 100.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: