Основания и критерии классификации социально-педагогических технологий

Для разработки классификации социально-педагогических технологий необходимо определить ее основания и критерии. К основаниям технологии можно отнести:

- тип социально-педагогической технологии;

- назначение социально-педагогической технологии;

- субъект применения;

- объект применения;

- место применения;

- способ реализации.

По каждому основанию может быть выделено несколько критериев.

Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее характером. По характеру выделяют общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее раз­решению.

Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи.

Назначение технологии. Критерий по данному основанию позволяет выде­лить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели дея­тельности социального педагога. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:

а) направленное целевое назначение - технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; исправления; профориентационной работы; досуговой деятельности и пр.;

б) комплексное назначение технологии, предполагающие достижение одно­временно нескольких целей.

Субъект применения. Критериев по данному основанию существует несколь­ко. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. К критериям поданному основанию относятся:

а) уровень профессионализма - начинающий, имеющий опыт работы, высо­коквалифицированный специалист;

б) специализация социального педагога - по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и т.д.

Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать следующие характеристики объекта:

а) социальная – ученик, студент, семья, родитель, военнослужащий и пр.;

б) возрастная – дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый и т.п.;

в) личностная – характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, компенсационные возможности и пр.;

г) количественная – отдельная личность, группа, коллектив.

Место применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких усло­виях наиболее целесообразно, оптимально их применение. По условиям применения можно выделить: образовательное учреждение, специализированный центр, место жительства и пр.

Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели. Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько методов, используе­мых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели - ведущий метод (игра, деятельность, консультация и др.); совокупность методов; авторские методики.

Изложенные основания и критерии классификации позволяют выделить ос­новные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа- техно­логии общие и технологии частные.

№ 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: