Алгоритм действий как структурный элемент социально-педагогической технологии

Как правило, структурную основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). Операция – простейшее действие, направленное на достижение конкретной (не разлагаемой на более простые) осознанной цели. Совокупность операций, объединенных общей целью, составляет процедуру технологического процесса деятельности социального педагога – алгоритм.

Ряд педагогов предлагают технологическую основу социально-педагогической деятельности строить на основе алгоритма следующим образом:

1. Предварительный этап. Осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизует свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социально-педагогической работы.

2. Этап целеполагания. На данном этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социально-педагогической работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.

3. Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация полученных данных, их анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социально-педагогической работы.

4. Процедурно - организационный этап. Здесь осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социально-педагогической деятельности.

5. Контрольно-аналитический этап. Представляет собой завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социально-педагогической деятельности и намечаются пути устранения недостатков.

В целом, исходя из основных компонентов структуры социально-педагогической деятельности алгоритм основных действий в рамках любой социально-педагогической технологии можно представить в виде следующей схемы:

 
 
Диагностика проблемы


                       
   
     
 
   
Поиск решения проблемы
   
 
 
     
 
 
   
 
 
 
   
Оценка решения проблемы


Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности.

Таким образом, поскольку основой социально-педагогической деятельности является действие (операция), можно заключить, что вся социально-педагогическая деятельность состоит из взаимосвязанных действий, которые и составляют ее структуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: