Механическая часть силового канала электропривода
Лекция 3
В состав механической части входят:
1) Подвижная часть электромеханического преобразователя (двигателя);
2) Механический преобразователь;
3) Исполнительный орган производственного механизма ИОПМ.
Как правило, в современных регулируемых электроприводах механический преобразователь отсутствует и при этом двигатель, и производственный механизм имеют общий вал, а скорость вращения двигателя согласуется с требуемой скоростью вращения механизма с помощью электрического преобразователя. При этом вал двигателя и производственного механизма приводится во вращение под действием вращающего момента, создаваемого электродвигателем.
Кроме того, производственный механизм, а также сам электродвигатель создают так называемый статический момент сопротивления, препятствующий этому вращению.
Рассмотрим единичный элемент механической части силового канала ЭП (рисунок 1.4), имеющий одну степень свободы и совершающий в первом случае поступательное движение вдоль одной из осей, а во втором случае вращательное движение. Мерой измерения являются в первом случае масса, во втором случае момент инерции J. При этом движение будет определяться пространственными координатами в первом варианте -
, во втором -
.
![]() | ![]() |
а) б)
Рисунок 1.4 – Единичный элемент механической части силового канала электропривода: а – совершающий поступательное движение; б – совершающий вращательное движение
В первом случае на элемент действуют силы F и Fc. Сила F, способствующая перемещению называется движущей, а сила Fc, препятствующая движению – сила сопротивления.
Если F=Fc, то такой режим называется статическим. При этом
. В противном случае, то есть, если F
Fc – это динамический режим и
.
Если F>Fc, то
- элемент ускоряется, а если F<Fc, то
и соответственно элемент замедляется.
При этом уравнение механического равновесия линейно перемещающегося элемента имеет вид
. (1.1)
Во втором случае, если элемент совершает вращательное движение на него действует способствующий движению момент М, который носит название вращающий момент и момент Мс, препятствующий движению, называемый статический момент сопротивления.
Элемент совершает движение, поворачиваясь на угол
. При этом угловая скорость определяется по формуле (1.2), а угловое ускорение – по формуле (1.3).

(1.2)
(1.3)
Если М=Мc, то такой режим называется статическим и при этом
. А если М
Мc, то режим динамический и
.
При М>Мc,
и ЭП ускоряется, а при М<Мc,
– ЭП замедляется.
Следует отметить, что сила и момент, с помощью которых элемент ЭП совершает направленное движение, создаются с помощью электромеханического преобразователя. А сила сопротивления и статический момент сопротивления образуются за счет влияния производственного механизма.








