Игра как основа детского творчества

Тема 2.5. Особенности организации творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в школе

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это значит, что именно в игре происходят самые значительные события в психическом развитии дошкольников, она является той самостоятельной деятельностью ребенка, где есть все условия для развития личности, психики и общечеловеческих способностей. Самостоятельная игровая деятельность появляется в 2,5-3 г. Ребенок наделяет предметы игровым смыслом – режиссерская игра. Так, кубик, который ребенок возит по столу, уже не кубик, а машина.

В 3 года у детей появляется образная игра, где отличительной особенностью является то, что ребенок может вообразить себя кем угодно и чем угодно.

К середине дошкольного возраста возникает сюжетно-ролевая игра. Внутри игрового образа появляется собственно-ролевой аспект и стоящие за ним отношения человека к др. людям, и «человеческие» отношения к предметам игры «доктор-пациент», «шофер-пассажиры», «продавец-покупатели». Эта игра коллективная и подразумевает умение взаимодействовать с партнером.

В конце дошкольного возраста из сюжетно-ролевой игры вырастает игра с правилами – спортивно-соревновательные, подвижные, настольно-печатные, большинство дидактических игр, а так же игр, в которые обычно играют взрослые.

Если то или иное учебное содержание не может быть дано в игровой форме, то оно и не подлежит усвоению в дошкольном возрасте.

Игра тесно связана с формированием творческих способностей детей, любая игра, если она не творческая, игрой не является. Известно, что психологическая основа любого творчества – воображение. Каждый из основных видов детской игры вносит свой вклад в формирование воображение и творческих способностей ребенка. Детский рисунок часто является той же самой режиссерской игрой, но не с предметам, а с их образами, созданными на бумаге (особенно у мальчиков). У девочек в рисунках чаще встречается стереотипное подражание образцу.[11, 3]

Изобразительное искусство как средство развития художественно-творческих способностей ученика. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой ак­тивности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благопри­ятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способ­ностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают вни­мание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целе­сообразная мера — изобразительная деятельность школьника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной дея­тельности игрой.

Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познава­тельное и игровое, занимательное. Можно применять такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т. п. Они могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для от­работки технических навыков и др.

Классификация игр. Классифицировать игры можно по наличию в них следующих признаков:

- элемент ожидания и неожиданности - у детей вы­зывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное дей­ствие в игре и т. д.;

- элемент загадки - стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию;

- элемент движения -смешивать, вык­ладывать, переставлять — эти и другие движения с дидактическими и художе­ственными материалами увлекают детей;

- элемент соревнования — способству­ет повышению творческой активности детей (игры «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т. п.);

элемент поиска и находки — ученикам очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов.

Этапы изобразительной деятельности:

- появление и развитие художественного замысла;

- его реализация (исполнительная часть деятельности)

- воплощение замысла (создание художественно-изобразительного образа) [31, 304]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: