Тема 2.5. Особенности организации творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в школе
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это значит, что именно в игре происходят самые значительные события в психическом развитии дошкольников, она является той самостоятельной деятельностью ребенка, где есть все условия для развития личности, психики и общечеловеческих способностей. Самостоятельная игровая деятельность появляется в 2,5-3 г. Ребенок наделяет предметы игровым смыслом – режиссерская игра. Так, кубик, который ребенок возит по столу, уже не кубик, а машина.
В 3 года у детей появляется образная игра, где отличительной особенностью является то, что ребенок может вообразить себя кем угодно и чем угодно.
К середине дошкольного возраста возникает сюжетно-ролевая игра. Внутри игрового образа появляется собственно-ролевой аспект и стоящие за ним отношения человека к др. людям, и «человеческие» отношения к предметам игры «доктор-пациент», «шофер-пассажиры», «продавец-покупатели». Эта игра коллективная и подразумевает умение взаимодействовать с партнером.
|
|
В конце дошкольного возраста из сюжетно-ролевой игры вырастает игра с правилами – спортивно-соревновательные, подвижные, настольно-печатные, большинство дидактических игр, а так же игр, в которые обычно играют взрослые.
Если то или иное учебное содержание не может быть дано в игровой форме, то оно и не подлежит усвоению в дошкольном возрасте.
Игра тесно связана с формированием творческих способностей детей, любая игра, если она не творческая, игрой не является. Известно, что психологическая основа любого творчества – воображение. Каждый из основных видов детской игры вносит свой вклад в формирование воображение и творческих способностей ребенка. Детский рисунок часто является той же самой режиссерской игрой, но не с предметам, а с их образами, созданными на бумаге (особенно у мальчиков). У девочек в рисунках чаще встречается стереотипное подражание образцу.[11, 3]
Изобразительное искусство как средство развития художественно-творческих способностей ученика. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера — изобразительная деятельность школьника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.
|
|
Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. Можно применять такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т. п. Они могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.
Классификация игр. Классифицировать игры можно по наличию в них следующих признаков:
- элемент ожидания и неожиданности - у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т. д.;
- элемент загадки - стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию;
- элемент движения -смешивать, выкладывать, переставлять — эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей;
- элемент соревнования — способствует повышению творческой активности детей (игры «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т. п.);
элемент поиска и находки — ученикам очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов.
Этапы изобразительной деятельности:
- появление и развитие художественного замысла;
- его реализация (исполнительная часть деятельности)
- воплощение замысла (создание художественно-изобразительного образа) [31, 304]