Художественно-дидактические игры и игровые при­емы

Игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения, обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Можно обыграть изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши) С ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать») по ровной дорожке, «ходить» как медведь.

Игровые действия: узнать настроение персонажа (беседа, диалог) пожалеть, погладить, поймать листочки (жест), изобразить движение (имитация движения с игрушкой).

Обыгрывание выполненного изображения. Птица может «летать», «садиться на деревья», «клевать» зерна. Вылепленный зайчик «скачет». Пчела (силуэтная игрушка) садится на нарисованные цветы, помочь детям почувствовать выразительность образа в тесной связи с оценкой качества освоения приема.

Ролевое поведение детей и взрослых: изобразительная деятельность детей соотносится с соответствующей деятельностью взрослых-художников, гончаров, художников, фотографов, строителей, портных. Часто здесь используют коллективные формы работы.

Обыгрывание способа изображения «Растет дерево. На нем выросла толстая веточка, а вот еще одна. Когда я кисточку немного наклоняю – вот так, получается толстая веточка. Наклонила кисточку еще - толстая веточка выросла. А сейчас будут тонкие веточки расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтобы выросли тонкие веточки».

При приемах прямого обучения (дополнительный показ, объяснение, совет, указание, вопросы) применять обыгрывание осторожно, т.к. освоение способов изображения вызывает у детей затруднение и их не надо отвлекать.

Необходимо использовать общественно направленную мотивацию, лишь после этого ставить цель – нарисовать, слепить, выполнить аппликацию. Оценку работ проводят так, чтобы дети поняли, почему их рисунки или поделки используются людьми. [6]

Сокольникова Н.М. предлагает разнообразные игровые приемы [31, 305] На урок иллюстрирования русской народной сказки «Заюшкина избушка» (I кл.) в гости приходили игрушечные заяц и лиса. Они вместе со школьника­ми «слушали» рассказ учителя по иллюстрациям известных художников к этой сказке, «рассматривали» их, а затем наблюдали, как рисуют дети. Если им было трудно передать пропорции сказочных персонажей, положение лап, дети могли взять зайца или лису и рассмотреть их. Гости «принимали участие» и в просмотре детских иллюстраций, в их оценке.

На уроках в I—II классах мы широко использовали известный игровой при­ем «вхождение в иллюстрацию». Учащимся задавали вопросы типа: «Если бы ты вошел в картинку, огляделся и прислушался, чтобы ты увидел и услы­шал?», «Что бы ты увидел впереди себя или позади себя?» и т. п. Подобные вопросы активизировали воображение, вовлекали в игровую ситуацию, через нее дети лучше осваивали художественно-выразительные средства.

Часто используется игра «Посещение выставки художников». Учитель выс­тупает в роли экскурсовода, рассказывает об особенностях художественного стиля каждого художника.

В конце урока для закрепления нового материала прово­дилась игра «Угадай-ка» — демонстрировали картины художников, которые были рассмотрены в начале урока, детям предлагали назвать автора каждой из них. Игру использовали на уроках и для того, чтобы дети научились узнавать творческий почерк различных художников. Например, игра «Угадай, кто на­рисовал картину?». На книжных подставках закрепляли таблички с фамилия­ми художников, на столе раскладывали репродукции; игровое задание: выб­рать картины одного художника и поставить к соответствующей табличке.

Другая игра «В книжном магазине»: дети по очереди покупали в магазине ту или иную книжку с иллюстрациями, объясняли, чем они понравились, какой художник над ними работал, какие средства художественной выразительно­сти были использованы.

В I—II классах на уроках иллюстрирования применяли игру «Найди картин­ку к тексту»: учитель читал текст той или иной сказки, а дети подбирали к нему соответствующие иллюстрации. При подведении итогов урока и анализе детских рисунков нередко использовался и обратный игровой прием — детям предлагали найти текст сказки к рисунку. Такая игра побуждала детей вспом­нить содержание сказки, лучше представить ее образы.

На уроках изобразительного искусства часто используют игру в путеше­ствие (школьники знакомятся с культурными традициями разных стран), изоб­разительное лото по всем основным темам курса, сундучок со сказками, шкаф волшебных превращений, викторины, игры-драматизации, теневой театр, театр Петрушки и др. Подобные игры многие учителя-экспериментаторы разраба­тывают сами. Очень любят дети разгадывать кроссворды. Они могут быть сред­ством закрепления знаний, полученных школьниками во время бесед об ис­кусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: