Тема 3.6.1. Формы работы с семьей. Экзамен

Содержание: Формы работы с семьей. Родительские собрания и конференции, открытые занятия и досуговые мероприятия, выставки детских работ, информационные стенды, беседы и консультации с искусствоведческой тематикой. Содержание и рекомендации к их организации и проведению

Студент должен

знать:

- значение и формы работы школы с семьей по приобщению детей к художественной культуре;

уметь:

- подбирать материал для родительских собраний.

Критерии оценки ответа:

Оценка "5" ставится, если студент:

Дает полный, четкий и правильный ответ, выявляющий понимание материала и характеризующей прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в соответствующей дисциплине; умеет использовать знания в практической работе.

Оценка "4" ставится, если студент:

Дает правильный ответ в определенной логической последовательности; овладел программным материалом, но допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, использует знания в практической работе.

Оценка "3" ставится, если студент:

Ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса; материал знает не твердо, но большую часть знаний усвоил; При использовании знаний в практической работе допускает небольшие погрешности.

Оценка "2" ставится, если студент:

Ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью преподавателя; обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, не умеет использовать знания в практической работе.


Приложения

ОРНАМЕНТ

Башкиры, как и все полукочевники, согласно своему мировоззрению к вещам относились весьма щепетильно, передавая их из поколения в поко­ление. На них, как и на скот, ставился семейно-родовой знак (тамга), кото­рый также передавался по наследству, являясь дражайшей реликвией, спо­собствуя распространению не только материальных ценностей, но и ценностей духовных, связанных с поклонением предкам — зачинателям рода. Тамга — один из самых древних и содержательных источников зарожде­ния и развития башкирского национального орнамента.

Нормы шариата, запрещавшие изображение реального мира, при­дали орнаменту отвлеченность от живой материальности, предметнос­ти, вплоть до превращения его в язык чисто абстрактно-геометрических форм, ставших знаками, символами, смысл которых теперь уже во мно­гом утрачен. Орнаментально-декоративное мышление на протяжении длительного времени, включая первые десятилетия XX века, оставалось единственным способом художественного переживания и осмысления мира. Результаты сравнительно-стилистического анализа мотивов баш­кирского орнамента с аналогичным искусством соседних народов убеж­дают в том, что характер орнаментальной культуры башкир обусловлен географическим положением территории их проживания — на стыке оседлых земледельческих и степных кочевых культур Европы и Азии. Ритмичные свойства национального орнамента напрямую связаны с ха­рактером, темпераментом этноса. В умеренно-спокойном ритме орна­мента, традиционно заполняющем или покрывающем формы, поверх­ности предметов, появляется чувство меры, порядка и такта. В декоративном осмыслении любого предмета четко обозначены центр и периферия, верх и низ — опорные точки орнаментальной композиции, задающие движение взгляду в целостном восприятии художественного образа. Декорировать вещь для мастера традиционного искусства озна­чает организовать, упорядочить форму, его поверхность средствами ор­намента, стремясь к гармонии, продиктованной общими законами ло­госа, особенностями представлений народа о жизни Природы, Земли, Космоса, Вселенной.

Однако мир материальных предметов не существовал в отрыве от ду­ховного мира людей. Внешний вид изделия должен был соответствовать эс­тетическим идеалам, гармонировать с привычными представлениями о кра­соте. Почти все башкирские ремесла (в особенности женские) были сопряжены с декоративным творчеством. Использование декоративных средств стало явлением художественного уровня: орнаментирование повышало ценность созданной вещи, усиливало эмоциональное воздействие, подчеркивало высокий профессионализм мастера. Круг украшаемых орна­ментом предметов был ограничен. Это, прежде всего, вещи, предназначен­ные для убранства «парадного», гостевого жилища (ковры, узорный вой­лок, занавеси и пологи), посуда для торжественных трапез (кумысные кадки, ковши и чаши, вазочки для меда), выездная упряжь, узорные чепраки, праз­дничная и обрядовая одежда, атрибуты праздников и ритуалов (полотенца, платки, наборы подарков, призов).

Изначально орнамент в себе заключал смысловую нагрузку, однако сте­чением времени эти представления постепенно утратились.

Что из себя представляет орнамент? Орнамент — узор из сочетания гео­метрических, растительных или зооморфных элементов, составляющий неотъемлемую часть художественного оформления вещей. Растительный узор характерен для вышивки, тиснения по коже, гравировки, чеканки. Спи­ралевидные узоры — для аппликации тканью, вышивания «косой сеткой». Ромбовидный и Х-образный геометрический орнамент — для браного ткачества бесконтурных гладевых вышивок. Для башкирского орнамен­та характерны симметричность, сравнительно редкое расположение ри­сунка. В зависимости от назначения формы и размеров украшаемого предмета элементы узора располагаются бордюром, отдельными розет­ками или сплошной сеткой, иногда одновременно применяются все эти при­емы. В цветовой гамме преобладает красный, желтый или зеленый цвета. Чередование цветов обычно контрастное. Фон ритмично чередуется с ри­сунком.

Археологические и этнографические исследования показывают, что в декоративном искусстве башкир наиболее устойчивым элементом являет­ся орнамент. Многие из узоров насчитывают тысячелетия. Постепенно ус­ложнялись орнаментальные композиции. Однако в комплексе однотипных узоров всегда можно выявить первооснову и проследить ее развитие в пре­делах одного этноса или группы родственных народов.

В башкирском орнаменте (по Н.В. Бикбулатову) выделяются 6 основ­ных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет сово­купность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов, связанных с конкретными приемами исполнения, кругом быто­вых предметов, несущих определенные традиции в стиле, цветовом оформ­лении и терминологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: