Рациональная коммерческая деятельность в условиях совершенной конкуренции

Черты совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция как одна из моделей рынка имеет следующие особенности:

· наличие множества организаций, реализующих стандартизированные товары (услуги);

· доступ на рынок совершенно свободен, поэтому свободно перемещение ресурсов;

· объем продукции отдельной коммерческой организации несопоставим с объемом реализации данной продукции на рынке в целом по отрасли (Qфирмы << Qотрасли), поэтому каждая организация продает продукцию по установившейся в рамках рыночного равновесия цене и не может оказывать на нее влияния.

Рис. 3.2. Равновесие при совершенной конкуренции

В этих условиях функция предложения продукции данной организации (Qфирмы) на рис. 3.2 является кривой, приближающейся к горизонтальной прямой, то есть цена предложения не зависит от объема предложения организации.

Таким образом, условия совершенной конкуренции имеют вид:

,

где первое условие отражает конкуренцию на рынке товара, второе условие – конкуренцию на рынке ресурсов.

Условия оптимальности в долгосрочном периоде

Рассмотрим деятельность фирмы в долгосрочном периоде, то есть при неограниченных факторах производства. В условиях совершенной конкуренции основная задача коммерческой организации

может быть решена в соответствии с необходимыми условиями экстремума функции одной переменной:

§ условие первого порядка

, (3.1)

§ условие второго порядка

, (3.2)

где Q* - оптимальное значение объема выпуска продукции.

Из условия первого порядка (3.1) следует, что

,

.

Поскольку цена предложения продукта представляет собой предельный доход MR, то есть прирост дохода организации в расчете на каждую дополнительную единицу продукции

,

то условие первого порядка приводит к необходимости равенства предельного дохода предельным издержкам при оптимальном объеме выпуска:

. (3.3)

Условие второго порядка сводится к неравенству вида:

,

или

, (3.4)

то есть при оптимальном объеме выпуска продукции предельные издержки должны возрастать.

Геометрическая интерпретация

Условие (3.3) выявляет две стационарные точки функции прибыли П(Q), в которых угол наклона касательной к кривой издержек С(Q) равен углу наклона прямой дохода – это точки с координатами Q и Q*, изображенные на рис. 3.3.

Однако точка Q принадлежит отрезку , на котором увеличение дохода превышает увеличение издержек, так как линия предельного дохода (прямая р0) лежит выше кривой предельных издержек. На отрезке увеличение издержек превосходит увеличение дохода, поскольку кривая МС расположена выше линии р0. Условие (4) означает, что из точек Q и Q* нужно выбрать ту, которая соответствует восходящей ветви кривой МС.

Таким образом, на участке каждая дополнительная единица продукции увеличивает прибыль, а на участке отрезке дополнительная единица выпуска уменьшает прибыль. Следовательно, для максимизации прибыли организация должна наращивать объем производства до тех пор, пока не будет достигнуто равенство цены продукции и предельных издержек при Q*, а затем прекратить наращивать объем выпуска.

Кривая средних издержек АС является убывающей при АС>МС>0 и возрастающей при МС>АС>0; таким образом кривая средних издержек пересекает кривую предельных издержек в точке минимума средних издержек. Данная зависимость объясняется тем, что выпуск дополнительной единицы продукции, приводящей к приросту издержек на величину МС, меньшую среднего уровня издержек АС, снижает средние издержки; этот участок соответствует положительному эффекту расширения производства. Когда сумма издержек МС, обусловленная выпуском дополнительной единицы продукции, превышает установившийся в среднем по производству уровень издержек АС, то дальнейшее наращивание объема выпуска повышает величину средних издержек.

График средних издержек на рис. 3.3 пересекает линию р0 в точках Q и Q’’’, характерных тем, что при таких объемах выпуска совокупные затраты С(Q) равны доходу , то есть обеспечивается безубыточная деятельность. Отрезок bc характеризует прибыль, приходящуюся на единицу выпуска, так как bQ* - это доход с единицы продукции, а сQ* - издержки в расчете на единицу выпуска. Поэтому площадь прямоугольника abcd представляет собой совокупную прибыль организации.

 
 

Рис. 3.3. Оптимальный объем выпуска при совершенной конкуренции

Обобщение условия MR=MC

Условие равенства предельного дохода предельным издержкам

является ориентиром оптимальности выпуска с точки зрения прибыли и для других рыночных моделей, но только при совершенной конкуренции можно заменить предельный доход ценой, то есть условие

является частным случаем условия .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: