Исследования 1 страница


Глава 34,


Стратегия

социологического исследования



34.1


Основные положения


1. Важное значение при организации и осуществлении социо­
логического исследования имеет разработка его стратегии. Страте­
гия социологического исследования представляет собой творческое
применение системного подхода к определению цели данного исследо­
вания, формулированию вытекающих из нее задач, выявлению необ­
ходимых для их решения кадровых, финансовых, технических и иных
ресурсов, а также к определению последовательности этапов (ша­
гов) на пути к достижению стратегической цели

2. Разработка и применение стратегии социологического иссле­
дования обладает несколькими отличительными особенностями:

1) Процесс выработки стратегии социологического исследова­
ния не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он
завершается установлением вполне определенного направления, дви­
жение по которому исследовательской мысли, применяемых теорети­
ческих конструкций (понятий, концепций и т.п.) и методов позволит
обеспечить достижение поставленной исследовательской цели и вы­
текающих из нее задач.

2) Сформулированная стратегия используется для разработки
стратегического проекта (программы) и плана исследования методом
научного поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-
первых, помочь исследователю (исследовательской группе) сосредо­
точить внимание на определенных сферах социальной реальности и
возможностях их изучения; во-вторых, отбросить все иные возможно­
сти, способные увести в сторону от намеченной цели.


3) В процессе формулирования исследовательской стратегии
нельзя предвидеть все возможности, которые открываются при разра­
ботке программы и плана проведения исследований. Поэтому чаще
всего приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной, а ино­
гда и отрывочной информацией, которую предстоит использовать для
начала исследовательской деятельности по интересующей социологов
проблеме.

4) В процессе выработки программы социологического иссле­
дования и плана его осуществления необходимо проводить различие
между стратегий и ориентиром. Ориентиры представляют собой цель,
которую стремится достичь исследователь, а стратегия - средство как
можно более точного и четкого логического определения цели и пу­
тей, средств ее достижения. Стратегия, оправданная при одном набо­
ре ориентиров (например, путей становления эффективного государ­
ства), может оказаться неэффективной, если ориентиры исследования
изменяются (например, в случае необходимости изучения динамики
ценностных ориентации молодежи).

5) Процесс выработки и осуществления исследовательской
стратегии включает в себя в качестве неотъемлемого компонента оп­
ределение наиболее вероятных перспектив реализации намеченной
программы исследований, установление приоритетов в распределе­
нии и использовании кадровых, финансовых, технических ресурсов
между различными видами научной деятельности (разработка про­
граммы, плана исследования, подготовка его инструментария, осуще­
ствление сбора эмпирического материала, его компьютерная обработ­
ка, анализ и теоретическое обобщение и осмысление полученных
данных), а также по различным этапам осуществления исследователь­
ского проекта.

3. Исходным пунктом разработки исследовательской стратегии является проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Чаще всего она возникает вследствие недостаточной осведомленности о реальных процессах и явлениях социальной действительности или невозможности использовать уже имеющиеся знания для возможного изменения и регулирования соответствующих социальных процессов. Осознание значимости социальной проблемы и необходимости ее научного решения приводит исследователя к выбору конкретного объекта исследования.

4 Разработка стратегии социологического исследования вклю­чает в себя несколько этапов («шагов»). Первый шаг - определение объекта исследования За ним неизбежно должен осуществляться сле­дующий шаг — выделение из объекта того, что составляет предметную область исследования, т.е. предмета изучения.


За ними должен быть сделан следующий шаг: определение цели и задач исследования. Цель исследования ориентирует на получение его конечного результата, а задачи предусматривают формулировки вопросов, на которые должны быть получены ответы для реализации целей исследования.

5. Следующим шагом формирования исследовательской стра­
тегии становится уточнение, теоретическая интерпретация основ­
ных понятий,
которое осуществляется путем нахождения точек со­
прикосновения этих понятий (или обнаружения отсутствия таковых) с
реальными процессами и явлениями, которые они отражают.

6. Затем следует эмпирическая интерпретация понятий, т.е.
выявление их эмпирических значений, признаков, а также реальных
свойств, характерных черт событий и явлений, отражаемых употреб­
ляемыми в исследовании понятиями.

7. Эмпирическая интерпретация ключевых понятий, охваты­
вающих своей совокупностью предметную сущность исследуемой
проблемы, составляет предпосылку для последующего этапа форми­
рования стратегии социологического исследования. Содержание сле­
дующего этапа составляет предварительный системный анализ объ­
екта
и предмета исследования. Он должен выявить основные факто­
ры, определяющие тенденции развития изучаемого объекта, его об­
щие (типичные) и специфические элементы, знание которых дает ис­
следователю возможность описать изучаемую ситуацию в ее систем­
ных свойствах.

8. Предварительный системный анализ исследовательской про­
блемы позволяет осуществить такое ее концептуальное расчленение и
теоретическую экспликацию, которые вплотную подводят к разра­
ботке стратегического плана исследования.
Основная цель стратеги­
ческого плана социологического исследования заключается в том,
чтобы возможно более четко выявить и обозначить интересующую
исследователей проблему, обеспечить строгое, научно доказательное
описание качественных и количественных характеристик изучаемого
социального объекта (явления, процесса, события, структуры, общно­
сти и т.п.), создать теоретические и эмпирические предпосылки для
исследования структурно-функциональных и каузальных зависимо­
стей между различными компонентами исследуемого объекта.

9. Следующим этапом формирования стратегии социологиче­
ского исследования становится установление возможности измене­
ний и новых тенденций
в развитии изучаемого объекта.

10. Вслед за этим этапом в разработке стратегии социологиче­
ского исследования должно быть выявление возможных путей, спо-


с обов и средств совершенствования управленческого воздействия на изучаемые социальные явления, процессы и события. Основное вни­мание при этом уделяется выработке научно обоснованных рекомен­даций, применение которых в практической работе управленческих структур способно привести к более эффективной деятельности по­следних.

11. Наконец, завершающим этапом разработки стратегии со­
циологического исследования является определение способов и путей
ее реализации
в процессе исследовательской деятельности. В этом слу­
чае решающее значение приобретает рациональное и достаточное
обеспечение исследовательского проекта кадровыми, финансовыми,
информационными и техническими ресурсами.

12. Выбор актуальной социальной проблемы, разработка эф­
фективной стратегии ее исследования, последовательная реализация
основных этапов исследовательской стратегии создают необходимые
условия для успешного выполнения исследовательской программы,
получения нового теоретического и прикладного социологического
знания.


34.2


Практические задания


1. На основе изучения учебной литературы определите и за­помните значение следующих ключевых понятий:


Стратегия.

Проблемная ситуация. Объект исследования. Предмет исследования.


Теоретическая интерпретация понятий. Эмпирическая интерпретация понятий. Стратегический план исследований.


2. Для усвоения содержания данной главы Вы должны четко представлять себе значение следующих важнейших терминов:


Цели исследования. Приоритеты в использовании ресурсов и осуществлениипроекта


Этапы исследования. Совершенствование


3. Теперь выполните, пожалуйста, следующее практическое здание: ответьте, что представляет собой:

1) проблемная ситуация;

2) объект и предмет социологического исследования;

3) теоретическая интерпретация основных понятий;

4) эмпирическая интерпретация понятий;

5) цель стратегического плана исследования.


ЮЗак 41



4. Подумайте и ответьте на вопрос в чем заключается различи
между:

1) стратегий исследования и его ориентиром;

2) объектом и предметом социологического исследования;

3) теоретической и эмпирической интерпретацией понятий.

5. Каждая проблемная ситуация предстает перед наукой, в том'
числе и перед социологией, тогда, когда возникает и беспокоит людей
противоречие между знанием об определенной общественной по- i
требности (например, снижение уровня имущественного неравенства
в обществе) и незнанием путей и средств реализации данной потреб­
ности

Если экономический кризис, связанный с развалом СССР, при­вел к падению жизненного уровня большинства населения в России, Беларуси и других странах СНГ, то это социально-экономическая проблема.

Если снижение жизненного уровня населения обострило соци­альную дифференциацию, то это социальная проблема.

А теперь по двум приведенным образцам объясните (с приве­дением конкретных примеров), что представляют собой:

Этнонациоиальная проблема.

Социокультурная проблема.

Религиозно-конфессиональная проблема.

Семейно-бытовая проблема.

Политическая проблема.

С какими еще видами проблем, по Вашему мнению, может
столкнуться социология (для ответа на этот вопрос используйте мате-1
риал из предыдущих разделов и глав данного учебного пособия, а 1
также реальные случи из Вашего личного жизненного опыта). <

343~™~1 Тестовые задания

1. Процесс выработки и осуществления стратегии социологиче­ского исследования включает в себя в качестве неотъемлемого ком­понента:

а) установление направления исследования;

б) разработку стратегического проекта (программы);

в) анализ и обобщение данных эмпирического исследования;

г) различение стратегии исследования от ее ориентира;

д) формулирование выводов из материалов исследования.
Определите, какое из приведенных суждений (а, б, в, г, д.) яв­
ляется верным, а какое - неверным.


2. Перед социологом-исследователем возникло несколько акту­
альных проблем: а) какая часть населения Беларуси поддерживает
рыночные преобразования? б) насколько волнует современную моло-
цежь ее экономическое положение? в) какие факторы влияют на сни­
жение продолжительности жизни населения в России, Беларуси, дру-
i их странах СНГ?

Определите, ответы на какие из названных проблем, получен­ные в результате проведенных социологами исследований, будут но­сить описательный, а какие — каузальный характер?

3. Роль стратегии социологического исследования заключается
в том, чтобы:

а) разработать программу исследования,

б) сосредоточить внимание социологов-исследователей на оп­
ределенной сфере социальной действительности;

в) предвидеть все возможности, которые открываются при раз­
работке программы и плана проведения исследований.

Какие из приведенных суждений, по Вашему мнению, являются правильными, а какие — нет?

4. Определите, какое из приведенных ниже утверждений явля­
ется правильным. Первым шагом в формировании стратегии исследо­
вания являются:

1) обнаружение проблемной ситуации;

2) предварительный анализ объекта и предмета исследования;

3) уточнение и интерпретация понятий,
а) первое; б) второе; в) третье.

5. Дайте аргументированный ответ на вопрос: чем завершается
процесс выработки стратегии социологического исследования?

1) немедленным действием в рамках исследуемой проблемы;

2) установлением научно обоснованного направления исследо­
вательской мысли, теоретических конструкций (понятий,
концепции, методов), обеспечивающих достижение исследо­
вательской цели.

а) первое; б) второе.


А


34.4


Вопросы по теме главы


1. Что представляет из себя стратегия социологического исследования?

2. Какими особенностями характеризуется исследовательская стра­
тегия?

3. Что является исходным пунктом разработки стратегии социоло­
гического исследования?


4. 5.

6. 7.

8. 9.

10. 11. 12.


Какие еще этапы включает в себя разработка стратегии социоло-1
гического исследования? \

Что представляет собой теоретическая интерпретация основных' понятий?

Чем отличается эмпирическая интерпретация понятий? Что должен выявить предварительный системный анализ объекта и предмета исследования?

Какова основная цель стратегического плана исследования? Для чего необходимо установление возможности изменений в изучаемом объекте?

Какие этапы включает в себя формирование исследовательской стратегии в социологии?

Что имеет решающее значение при определении путей реализа­ции стратегии социологического исследования? Что необходимо для успешной реализации стратегии социологи­ческого исследования?


Ш 34.5

_ -J Литература

1. 2. 3. 4. 5.

Ансофф И. Стратегическое управление. М, 1989.

Бабосов Е.М. Социология управления. Мн., 2001. Гл. 10. Стратегическое управление.

Ваханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995. Гидденс Э. Социология. М, 1999. Гл. 21 Социология: методы исследования. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М, 1999. Гл. 2. Программа теоретико-прикладного исследования с последующим коли­чественным анализом данных.



Программа

социологического исследования


35.1


Основные положения


1. Программа социологического исследования — это системати­зированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с ос­новными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логиче­ски последовательных операций для их проверки.


Программа исследования должна отвечать на вопросы:

1. Что надо делать?

2. Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных за­
делов и научно-технических средств осуществить задуманное?

3. Как выполнить задуманное?

2. Программа социологического исследования выполняет три
основные функции:

1) Теоретико-методологическая функция призвана определить
требующую своего разрешения научную проблему и наметить основ­
ные принципы ее решения.

2) Методическая функция заключается в определении способов
сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых
результатов.

3) Организационная функция состоит в планировании деятель­
ности исследовательского коллектива с определением видов предла­
гаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

3. Структура программы определяется ее функциональными
задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является
методологическое обеспечение прикладного социологического иссле­
дования, постольку и первая часть ее является методологической. В
ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ради которой
проводится намечаемое исследование.

Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы — пер­вый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема пред­ставляет собой форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выясне­нию и прикладному разрешению. Иными словами, проблема - это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществ­ляющий прикладное исследование.

4. Подлежащая решению проблема предполагает изучение ре­
альных возможностей ее решения - кадровых, финансовых, техниче­
ских, организационных, совокупность которых очерчивает контуры
назревшей проблемной ситуации. Наличие возможных альтернатив
обусловливает желательность выбора оптимального решения постав­
ленной проблемы. Это, в свою очередь, определяет необходимость
некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это дос­
тигается путем:

1) выделения объекта и предмета исследования;

2) определения целей и задач исследования;

3) формулировки гипотез (предположений) и вариантов реше­
ния исследуемой проблемы.


5. Объект — это совокупность явлений, процессов или опреде-1
ленная сфера социальной действительности, выступающие в качестве]
факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная!
деятельность социолога. В методологической части программы, исходя •
из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать ис-:
ходные представления об объекте исследования, актуальность и важ­
ность его изучения именно в прикладном отношении. Предмет иссле­
дования — это определенная сторона или свойство (свойства), особен­
ности объекта, заданные для непосредственного изучения именно в
данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования по­
зволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проек­
та и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изу­
чаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее
рельефно выражают центральный вопрос проблемы.

6. Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и
предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его
направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель прикладно­
го социологического исследования - это планируемый результат, на
достижение которого направлена исследовательская деятельность
социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе дос­
тигается выявление возможных направлений решения данной про­
блемы, определение объема работ, временных и финансовых затрат,
кадровых и материально-технических ресурсов, методического и
процедурного обеспечения достижения ожидаемого результата. Это
позволяет четко установить взаимоотношения заказчика и исполните­
ля и обязанности сторон, отраженные в нормативной части програм­
мы как социального документа, определяющего форму исследования
и представления результатов исследования.

Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить чет­кие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как кон­кретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду исследова­тельских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соот­ветствует определенный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования.

7. Значительное место в программе исследования занимает
предварительное рассмотрение основных понятий, в которых описы­
вается изучаемая социальная проблема (например, в случае приклад­
ного социологического исследования путей активизации экономиче­
ского поведения различных групп населения в условиях становления
рыночных отношений, определяются понятия: активность, поведение,
стимулирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточне-


нию понятий, их операционализации, поскольку речь идет о приклад­ном исследовании, следует дать их эмпирическую интерпретацию, i.e. перевести их смысловое содержание на язык, поддающийся эмпи­рическому наблюдению фактов и социальных показателей (например, количественно измеряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем до­ходов, прибыли и т.д.).

8. Заключительной операцией при разработке методологиче­
ской части программы исследования становится формулирование ра­
бочих гипотез в качестве обоснованных предположений о сущности,
структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социаль­
ной действительности. Гипотеза является формой предположения
или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях,
тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами.

По содержанию предположений относительно изучаемого объ­екта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположения о свойст­вах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные).

Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат пред­положения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых яв­лениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, которые рас­крывают тенденции развития изучаемых объектов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположе­ния широкой общности, гипотезы-следствия - предположения менее широкой общности.

9. Операционализация понятий и формулирование гипотез от­
крывают переход ко второму, методико-процедурному разделу иссле­
довательской программы. Он включает в себя:

1) определение общего плана исследования;

2) построение требуемого планом типа выборки;

3) определение основных процедур сбора и анализа исходных
данных.

10. В методически-процедурной части программы определяет­
ся метод исследования, т.е. система правил теоретической и практи­
ческой деятельности, направленной на изучение существенных харак­
теристик изучаемого объекта, а также методика — система операций и
предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспе­
чивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекват­
ной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые эле­
менты исследуемого объекта) информации.




4. Подумайте и ответьте, что это такое:

1) программа;

2) метод;

3) гипотеза;

4) проблема;

5) методика;

6) инструментарий;

7) процедура исследования;

8) техника исследования.


35.3


Тестовые задания


1

В чем заключается теоретико-методологическая функция програм­мы социологического исследования? Какой из предложенных ва­риантов ответа на этот вопрос является правильным?

а) определить требующую своего разрешения научную пробле­
му и принципы ее решения;

б) определить способы сбора эмпирических данных;

в) осуществить планирование деятельности исследовательского
коллектива.

2. Чем отличаются друг от друга осмысление проблемной ситуации и
формулирование проблемы?

3. Задача социологического исследования - это:

а) определение планируемого результата исследования;

б) конкретная целевая установка, определяющая основное на­
правление решения поставленной проблемы;

в) конструирование инструментария эмпирического исследова­
ния.

Определите, какой из предложенных вариантов ответа — а), б) или в) является правильным

4. Операционализация понятий в социологическом исследовании
состоит в:

а) предварительном рассмотрении используемых понятий;

б) смысловом уточнении понятий;

в) эмпирической интерпретации понятий;

г) доказательстве ложности используемых понятий;

д) доказательстве истинности используемых понятий.

Дайте аргументированный ответ, какие из предложенных ва­риантов суждений являются правильными, а какие — неправильными

5. Гипотезы, применяемые в социологическом исследовании, могут быть:

а) описательными;


б) альтернативными;

в) объяснительными;

г) разделительными;

д) прогнозными.

Выделите, какие названия гипотез, приведенные в данном пе­речне, являются верными, а какиенет

6. Процедура прикладного социологического исследования включает в себя следующие операции:

а) определение этапов проведения исследования;

б) выбор методики проведения исследования;

в) определение исследуемой выборочной совокупности;

г) конструирование техники исследования;

д) уточнение применяемого в исследовании инструментария.
Определите, какие процедурные элементы включены в этот

перечень обоснованно и верно, а какие — ошибочно

Вопросы по теме главы

1. Что такое программа социологического исследования?

2. Каковы функции программы конкретного социологического ис­
следования?

3. Какова структура прикладного социологического исследования?

4. Каково соотношение проблемной ситуации и проблемы исследо­
вания?

5. Что представляют собой объект и предмет социологического ис­
следования?

6. Как определяются цели и задачи социологического исследова­
ния?

7. Что представляет собой операционализация понятий в приклад­
ном социологическом исследовании?

8. Что такое гипотезы в социологическом исследовании и какие ви­
ды гипотез Вы знаете?

9. Какова структура методико-процедурного раздела исследова­
тельской программы?

10. Что представляют собой метод и методика прикладного социоло­
гического исследования?

11. Что такое инструментарий прикладного социологического ис­
следования?

12. Что включает в себя процедура прикладного социологического
исследования?

13. Почему разработка программы исследования требует высокой
квалификации социолога?


35.5


Литература


1. Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура и процесс социологического
исследования // Социология. - М: Наука, 1996.

2. Гречихин В.Г. Программа социологического исследования // Лекции по
методике и технике социологических исследований. - М: Изд-во Мос­
ковского университета, 1988.

3. Капитонов Э.А. Технология разработки программы социологического
исследования (методический материал) // Социология XX века. История
и технология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996

4. Организация и проведение конкретного социологического исследования //
Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1983.

5. Ядов В А. Социологическое исследование методология, программа, ме­
тоды. - М.: Наука, 1987.

Документальное исследование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: