Сущность, особенности организации и эволюция целей деятельности ЦБ РФ. Факторы, определяющие независимость ЦБ. Функции ЦБ

Банковская система Российской Федерации

Современная банковская система России является классической двухуровневой, построенной по европейской модели. Специфика нашей страны заключается в том, что именно банки стали ведущей силой эко­номических преобразований, будучи самым развитым рыночным инсти­тутом российского народного хозяйства. Несмотря на быстро проведен­ную приватизацию и акционирование отечественной промышленности, рынок ценных бумаг не составил серьезной конкуренции банковскому сектору при привлечении и перераспределении свободных финансовых ресурсов в экономике.

Основные принципы организации банковской системы России соот­ветствуют общепринятым нормам и правилам, отражая некоторые наци­ональные особенности. К этим принципам относятся:

1. Принцип рыночной свободы, в соответствии с которым бан­ковская деятельность должна осуществляться открыто, прозрачно с точ­ки зрения общественного контроля. Открытость банковской системы означает:

-открытость и доступность информации обо всех участниках кре­дитных отношений;

-законодательно прописанные процедуры учреждения банковских институтов,

-создания филиалов и иных подразделений, осуществления операций, прекращения –деятельности в рамках банковской системы;

-широкое представительство разнообразных кредитно-банковских институтов и формирование равных отношений между ними.

2.Принцип подконтрольности и подзаконности банковс­кой системы означает, что все процессы должны происходить под конт­ролем общества. Данный принцип не противоречит рыночной свободе, так как только общественный контроль, четко прописанные и обязатель­ные для исполнения правовые ограничения позволят формировать под­линно свободную, рыночную банковскую систему. Выдвигаемые госу­дарством правовые требования должны соответствовать следующим ос­новным параметрам:

-законодательная база должна быть адекватна действующим эконо­мическим условиям и отражать устремления развития общества;

-отдельные правовые акты не должны противоречить друг другу;

-нормы права должны охватывать все вопросы банковской деятель­ности;

-объем и условия вмешательства государственных органов в деятель­ность независимых банковских институтов должны быть четко опреде­лены.

3.Принцип эффективной деятельности предполагает, что банковская система функционирует на условиях самоокупаемости и обес­печения средней рентабельности. Однако обеспечением собственной до­ходности действенность данного принципа не ограничивается. Кредит- но-банковские институты призваны обслуживать нужды всего народно­хозяйственного комплекса. Данная деятельность должна осуществлять­ся с учетом интересов и обеспечения доходности иных участников эко­номических отношений.

4.Принцип соответствия экономическим условиям озна­чает, что банковская система должна максимально полно отражать нуж­ды и потребности национальной экономики в банковском продукте. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

-формирование в экономике кредитно-банковских учреждений раз­личной функциональной направленности, структурной организации и т. П.;

-пропорциональное, логичное и экономически обоснованное соче­тание различных элементов банковской системы;

-восприятие приоритетов и направления развития общества при построении и реформировании банковской системы;

-адекватное использование в банковской деятельности новых бан­ковских технологий;

-сочетаемость национальной банковской системы с банковскими си­стемами иных стран и международными организациями.

5. Принцип постоянного совершенствования и самораз­вития банковской системы отражает ее изменчивость. Современная банковская система является результатом длительного исторического развития кредитно-финансовых институтов - от разрозненных учрежде­ний до целостной, управляемой структуры.

Следует заметить, что опыт, наработанный многими поколениями банкиров, не пропал, а воплотился в деятельности современных банков в виде норм, правил и традиций. Банковская система развивается под вли­янием меняющегося общества, но при этом она активно воздействует на общество, формируя круг лиц, причастных к банковским операциям. Можно с уверенностью сказать, что банковская система - это компонент современного общества, отражающий все его положительные и отрица­тельные аспекты.

Экономический кризис 1998 г. оказал существенное влияние на мно­гие сферы народно-хозяйственного комплекса России. В связи с измене­нием валютной политики, отказом от поддержания «дорогого» рубля расширилось отечественное производство, в структуре потребления на­чала расти доля товаров российского производства. Укрепление позиций национальной промышленности положительно сказалось и на банковс­кой системе.

Дополнительным стимулом к развитию отечественной экономики стал значительный рост цен на энергоносители на мировом рынке. Приток в страну валюты в обмен на энергоресурсы позволил не только сформи­ровать бездефицитный консолидированный бюджет страны, но и напол­нить каналы денежного обращения легитимными инструментами расче­тов, что привело к сокращению массы денежных суррогатов и укрепле­нию позиций банков в экономике.

На сегодня российская банковская система характеризуется двумя особенностями:

1) Продолжает сокращаться количество банков, и одновременно укрупняются оставшиеся. Так, за период с 01.01.1998 по 01.01.2006 г. число банков в России уменьшилось на 45 % (см. табл. 13.3.1).

Данная тенденция обозначилась еще в конце 1990-х гг. и не свиде­тельствует о прогрессии системного кризиса. Построение банковской системы европейского типа предусматривает наличие ограниченного круга крупных универсальных банков, способных оказывать клиентам полный спектр финансово-банковских услуг. Именно к этому и ведет отечественную банковскую систему Банк России (см. табл. 13.3.2).

Как видим из табл. 13.3.2, количество банков с величиной уставного капитала менее 30 млн руб. сократилось с 58,7 % в 2001 г., до 29,3 % к на­чалу 2006 г., в то же время доля кредитных организаций с крупным капи­талом увеличилась в 2,7 раза. Укрупнение отечественных банков - поло­жительная тенденция. К настоящему времени Россия относится к числу стран, ограничивающих присутствие иностранных банков на своей тер­ритории с целью создания дополнительных стимулов развития нацио­нальным кредитным институтам. Однако протекционистская политика не может продолжаться долго. Уже в ближайшие годы ограничения могут быть сняты, и российские банки столкнутся с серьезной конкуренцией со стороны мощных международных кредитных институтов.

2) Кредитные институты расположены очень не пропорционально относительно географического размещения населения страны. На фоне сокращения и укрупнения отечественных кредитных организаций все отчетливее проявляется непропорциональное территориальное распре­деление кредитно-банковских институтов. Из табл. 13.3.3 видно, что бо­лее половины всех российских банков расположены в Москве.

Однако если проанализировать распределение денежных ресурсов (см. табл. 13.3.4), то выяснится, что в центре сосредоточено почти 85 % всех активов отечественных банков. Такое территориальное размещение де­нежных средств не дает регионам страны возможности развиваться эф­фективно. В то же время концентрация ресурсов в одном месте (доля кредитных организаций, объединяющих более 80 % всех активов банков­ской системы России, составляет менее 7 % - всего 85 институтов) по­зволяет создавать мощные и конкурентоспособные финансовые струк­туры, которые смогут противостоять экспансии транснациональных бан­ков в российскую экономику.

Одна из проблем современной банковской системы России состоит в том, что крупнейшие столичные банки недостаточно эффективны. Как видно из табл. 13.3.5, доля просроченных кредитов в их портфелях зна­чительно выше доли самих кредитных вложений.

Анализ данных табл. 13.3.5 позволяет выявить и ряд других особен­ностей современной банковской практики России:

1. Население предпочитает держать средства в крупных банках. Так, в пяти крупнейших банках России хранится более 62 % всех депозитов физических лиц.

1. Крупнейшие банки больше работают с активами, связанными с государством. Так, первая пятерка владеет почти 65 % государственных ценных бумаг, размещенных в банковском секторе, а также хранит боль­шую часть бюджетных средств.

2. Лидеры отечественного банковского рынка держат на своих сче­тах 52,5 % всех средств, размещенных на счетах как населением, так и предприятиями и организациями, при этом их доля в выданных креди­тах составляет всего 47,1 %. Следовательно, наибольший практический интерес для клиентов представляют банки, не являющиеся самыми круп­ными.

Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансо­вое хозяйство многих стран находится в процессе постоянных структур­ных изменений: перестраивается кредитная система, возникают новые виды финансово-кредитных институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов. Существенно меняется и деятельность банков: растет их самостоятель­ность и значение в экономике; расширяются функции; изыскиваются пути повышения эффективности банковского обслуживания клиентов; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций спе­циализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; раз­рабатывается новое банковское законодательство в соответствии с зада­чами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом нема­ловажную роль играют центральные банки.

Необходимо отметить, что центральный банк не является естествен­ным продуктом эволюции банковского бизнеса. Напротив, центральные банки насаждались волей государства. Именно этот факт стал причиной серьезных отклонений в развитии общей структуры денег и кредита в разных странах.

Исторически возникновение центральных банков связано с центра­лизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользующихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи денежные знаки могли успешно выполнять функцию всеобщего инструмента кре­дитного обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. На ранних стадиях развития банковского дела строгого размежевания меж­ду коммерческими и эмиссионными банками не было - законодательство не запрещало коммерческим банкам самостоятельно выпускать банкно­ты. В XVIII - начале XIX вв. коммерческие банки обычно пользовались эмиссией банкнот для увеличения ресурсов, роста пассивов. С середины XIX в. функции коммерческих и эмиссионных банков начинают все бо­лее последовательно разграничиваться. Государство, издавая соответству­ющие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку банк­ноты, выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими бан­ками, лишались способности к обращению в случае банкротства эмитен­тов. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало жестко ее регламентировать; коммерческим банкам было запрещено осуществ­лять эмиссию банкнот. Так постепенно начал формироваться институт центрального банка.

Современные центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус. Их отличительный признак - обособленность имущества банка от имущества государства. Формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, однако цент­ральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

Центральный банк обычно создается в форме акционерного обще­ства. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Ве­ликобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство вла­деет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами централь­ного банка являются коммерческие банки (США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.

Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:

70. центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

71. центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики, без давления со стороны правительственных органов.

Однако в действительности эти модели в чистом виде отсутству­ют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, осно­ванная на взаимодействии исполнительной власти с центральным бан­ком.

В законодательстве лишь пяти стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки по­дотчетны казначейству или министерству финансов.

В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструк­ции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно ред­ки. При разногласиях министерства финансов и центрального банка воз­можен только административный путь их преодоления - в форме поста­новлений парламента или решения правительства. В странах, где цент­ральные банки непосредственно подчинены парламентам, посредством проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие централь­ным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной поли­тики.

Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность централь­ных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США представляет Конгрессу отчет о своей деятельности дважды в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламен­ты своих стран ежегодно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: