Банковская система Российской Федерации
Современная банковская система России является классической двухуровневой, построенной по европейской модели. Специфика нашей страны заключается в том, что именно банки стали ведущей силой экономических преобразований, будучи самым развитым рыночным институтом российского народного хозяйства. Несмотря на быстро проведенную приватизацию и акционирование отечественной промышленности, рынок ценных бумаг не составил серьезной конкуренции банковскому сектору при привлечении и перераспределении свободных финансовых ресурсов в экономике.
Основные принципы организации банковской системы России соответствуют общепринятым нормам и правилам, отражая некоторые национальные особенности. К этим принципам относятся:
1. Принцип рыночной свободы, в соответствии с которым банковская деятельность должна осуществляться открыто, прозрачно с точки зрения общественного контроля. Открытость банковской системы означает:
-открытость и доступность информации обо всех участниках кредитных отношений;
|
|
-законодательно прописанные процедуры учреждения банковских институтов,
-создания филиалов и иных подразделений, осуществления операций, прекращения –деятельности в рамках банковской системы;
-широкое представительство разнообразных кредитно-банковских институтов и формирование равных отношений между ними.
2.Принцип подконтрольности и подзаконности банковской системы означает, что все процессы должны происходить под контролем общества. Данный принцип не противоречит рыночной свободе, так как только общественный контроль, четко прописанные и обязательные для исполнения правовые ограничения позволят формировать подлинно свободную, рыночную банковскую систему. Выдвигаемые государством правовые требования должны соответствовать следующим основным параметрам:
-законодательная база должна быть адекватна действующим экономическим условиям и отражать устремления развития общества;
-отдельные правовые акты не должны противоречить друг другу;
-нормы права должны охватывать все вопросы банковской деятельности;
-объем и условия вмешательства государственных органов в деятельность независимых банковских институтов должны быть четко определены.
3.Принцип эффективной деятельности предполагает, что банковская система функционирует на условиях самоокупаемости и обеспечения средней рентабельности. Однако обеспечением собственной доходности действенность данного принципа не ограничивается. Кредит- но-банковские институты призваны обслуживать нужды всего народнохозяйственного комплекса. Данная деятельность должна осуществляться с учетом интересов и обеспечения доходности иных участников экономических отношений.
|
|
4.Принцип соответствия экономическим условиям означает, что банковская система должна максимально полно отражать нужды и потребности национальной экономики в банковском продукте. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
-формирование в экономике кредитно-банковских учреждений различной функциональной направленности, структурной организации и т. П.;
-пропорциональное, логичное и экономически обоснованное сочетание различных элементов банковской системы;
-восприятие приоритетов и направления развития общества при построении и реформировании банковской системы;
-адекватное использование в банковской деятельности новых банковских технологий;
-сочетаемость национальной банковской системы с банковскими системами иных стран и международными организациями.
5. Принцип постоянного совершенствования и саморазвития банковской системы отражает ее изменчивость. Современная банковская система является результатом длительного исторического развития кредитно-финансовых институтов - от разрозненных учреждений до целостной, управляемой структуры.
Следует заметить, что опыт, наработанный многими поколениями банкиров, не пропал, а воплотился в деятельности современных банков в виде норм, правил и традиций. Банковская система развивается под влиянием меняющегося общества, но при этом она активно воздействует на общество, формируя круг лиц, причастных к банковским операциям. Можно с уверенностью сказать, что банковская система - это компонент современного общества, отражающий все его положительные и отрицательные аспекты.
Экономический кризис 1998 г. оказал существенное влияние на многие сферы народно-хозяйственного комплекса России. В связи с изменением валютной политики, отказом от поддержания «дорогого» рубля расширилось отечественное производство, в структуре потребления начала расти доля товаров российского производства. Укрепление позиций национальной промышленности положительно сказалось и на банковской системе.
Дополнительным стимулом к развитию отечественной экономики стал значительный рост цен на энергоносители на мировом рынке. Приток в страну валюты в обмен на энергоресурсы позволил не только сформировать бездефицитный консолидированный бюджет страны, но и наполнить каналы денежного обращения легитимными инструментами расчетов, что привело к сокращению массы денежных суррогатов и укреплению позиций банков в экономике.
На сегодня российская банковская система характеризуется двумя особенностями:
1) Продолжает сокращаться количество банков, и одновременно укрупняются оставшиеся. Так, за период с 01.01.1998 по 01.01.2006 г. число банков в России уменьшилось на 45 % (см. табл. 13.3.1).
Данная тенденция обозначилась еще в конце 1990-х гг. и не свидетельствует о прогрессии системного кризиса. Построение банковской системы европейского типа предусматривает наличие ограниченного круга крупных универсальных банков, способных оказывать клиентам полный спектр финансово-банковских услуг. Именно к этому и ведет отечественную банковскую систему Банк России (см. табл. 13.3.2).
Как видим из табл. 13.3.2, количество банков с величиной уставного капитала менее 30 млн руб. сократилось с 58,7 % в 2001 г., до 29,3 % к началу 2006 г., в то же время доля кредитных организаций с крупным капиталом увеличилась в 2,7 раза. Укрупнение отечественных банков - положительная тенденция. К настоящему времени Россия относится к числу стран, ограничивающих присутствие иностранных банков на своей территории с целью создания дополнительных стимулов развития национальным кредитным институтам. Однако протекционистская политика не может продолжаться долго. Уже в ближайшие годы ограничения могут быть сняты, и российские банки столкнутся с серьезной конкуренцией со стороны мощных международных кредитных институтов.
|
|
2) Кредитные институты расположены очень не пропорционально относительно географического размещения населения страны. На фоне сокращения и укрупнения отечественных кредитных организаций все отчетливее проявляется непропорциональное территориальное распределение кредитно-банковских институтов. Из табл. 13.3.3 видно, что более половины всех российских банков расположены в Москве.
Однако если проанализировать распределение денежных ресурсов (см. табл. 13.3.4), то выяснится, что в центре сосредоточено почти 85 % всех активов отечественных банков. Такое территориальное размещение денежных средств не дает регионам страны возможности развиваться эффективно. В то же время концентрация ресурсов в одном месте (доля кредитных организаций, объединяющих более 80 % всех активов банковской системы России, составляет менее 7 % - всего 85 институтов) позволяет создавать мощные и конкурентоспособные финансовые структуры, которые смогут противостоять экспансии транснациональных банков в российскую экономику.
Одна из проблем современной банковской системы России состоит в том, что крупнейшие столичные банки недостаточно эффективны. Как видно из табл. 13.3.5, доля просроченных кредитов в их портфелях значительно выше доли самих кредитных вложений.
Анализ данных табл. 13.3.5 позволяет выявить и ряд других особенностей современной банковской практики России:
1. Население предпочитает держать средства в крупных банках. Так, в пяти крупнейших банках России хранится более 62 % всех депозитов физических лиц.
1. Крупнейшие банки больше работают с активами, связанными с государством. Так, первая пятерка владеет почти 65 % государственных ценных бумаг, размещенных в банковском секторе, а также хранит большую часть бюджетных средств.
|
|
2. Лидеры отечественного банковского рынка держат на своих счетах 52,5 % всех средств, размещенных на счетах как населением, так и предприятиями и организациями, при этом их доля в выданных кредитах составляет всего 47,1 %. Следовательно, наибольший практический интерес для клиентов представляют банки, не являющиеся самыми крупными.
Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в процессе постоянных структурных изменений: перестраивается кредитная система, возникают новые виды финансово-кредитных институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов. Существенно меняется и деятельность банков: растет их самостоятельность и значение в экономике; расширяются функции; изыскиваются пути повышения эффективности банковского обслуживания клиентов; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют центральные банки.
Необходимо отметить, что центральный банк не является естественным продуктом эволюции банковского бизнеса. Напротив, центральные банки насаждались волей государства. Именно этот факт стал причиной серьезных отклонений в развитии общей структуры денег и кредита в разных странах.
Исторически возникновение центральных банков связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользующихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи денежные знаки могли успешно выполнять функцию всеобщего инструмента кредитного обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. На ранних стадиях развития банковского дела строгого размежевания между коммерческими и эмиссионными банками не было - законодательство не запрещало коммерческим банкам самостоятельно выпускать банкноты. В XVIII - начале XIX вв. коммерческие банки обычно пользовались эмиссией банкнот для увеличения ресурсов, роста пассивов. С середины XIX в. функции коммерческих и эмиссионных банков начинают все более последовательно разграничиваться. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку банкноты, выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками, лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало жестко ее регламентировать; коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Так постепенно начал формироваться институт центрального банка.
Современные центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус. Их отличительный признак - обособленность имущества банка от имущества государства. Формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, однако центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.
Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.
Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:
70. центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;
71. центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики, без давления со стороны правительственных органов.
Однако в действительности эти модели в чистом виде отсутствуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, основанная на взаимодействии исполнительной власти с центральным банком.
В законодательстве лишь пяти стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.
В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их преодоления - в форме постановлений парламента или решения правительства. В странах, где центральные банки непосредственно подчинены парламентам, посредством проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.
Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США представляет Конгрессу отчет о своей деятельности дважды в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно.