Проблемы, возникающие при создании новых ЗУР

Тенденции развития подсистем ЗУР

В области управления ракетой газодинамическое управление конкурирует с уравлением газодинамическими рулями.

Газодинамическое управление разделяется на управление вектором тяги и управление пиротехническими устройствами, например, импульсными двигателями малой тяги (ракета HVM).

Газодинамическое управление позволяет уменьшить лобовое сопротивление, открывает возможность широкого маневра при полете на большой высоте и с большой скоростью.

К недостаткам управления пиротехническими устройствами относится ограничение длительности управления полетом, трудность оценки действия внутренних сил реактивного двигателя и его эффективности, обязательное изменение центра тяжести ракеты во время полета.

В развитии боевого снаряжения ЗУР можно проследить следующие тенденции:

- увеличение массы БЧ при модернизации ракет (Roland);

- появление в ЗУР бронебойно-фугасных БЧ (сердечник), связанное с возрастанием скорости ракеты и использованием ее кинематической энергии.

К тенденциям развития бортовой аппаратуры можно отнести:

1. использование микропроцессоров и микроЭВМ для повышения функциональных возможностей и уменьшения стоимости ракеты;

2. использование датчиков угловых скоростей и ускорений для повышения стабилизации ракеты при увеличении ее маневренности;

3. уменьшение габаритов бортовой аппаратуры, что позволяет увеличить скорость ракеты;

4. применение модульных конструкций (унификация средств СВЧ ЭА, микропроцессоров).

В области двигателестроения ЗУР к основным направлениям совершенствования ракетных двигателей можно отнести:

1. создание новых технологичных топлив с лучшими эксплуатационными свойствами;

2. применение твердотопливных зарядов сложной конфигурации, обеспечивающих ступенчатую запрограммированную в соответствии с требованиями к ракете тягу двигателя, например, Roland Mach 5;

3. применение новых высокопрочных и термостойких материалов для корпусов двигателей ЗУР.

При увеличении скорости полета ЗУР до гиперзвуковой скорости перед разработчиком новых ракет возникают определенные проблемы, связанные с кинетическим нагревом ракеты, условиями ее обдува воздухом.

Кинетический нагрев ракеты требует использования термостойких материалов, способных выдерживать температуру 2000-30000С. Пластинам стабилизаторов и рулей трудно удовлетворять этим требованиям. Это обуславливает переход к безлопастным рулевым приводам, использующим энергию набегающего потока воздуха или газогенератора (Roland Mach 5, HVN). Хвостовой стабилизатор выполняется в виде конуса или юбки, например HVM.

Использование боевых частей кинетического действия из тяжелых материалов требует дальнейших работ по изучению их свойств и созданию новых материалов.

Уменьшение калибра ракеты приводит к необходимости микроминиатюризации аппаратуры, уменьшению ее объема.

Увеличение потребной перегрузки, отделение отработавшего стартового двигателя ставит проблему разделения стартовой и маршевой ступени без возмущения маршевой ступени.

Малое время полета ставит задачу управления на стартовом участке полета.

Самого серьезного внимания заслуживает проблема обеспечения устойчивости ракеты на протяжении всего времени полета.

Состояние и тенденции развития противотанковых ракет.

На конкретных примерах в техкабинете:

Дракон, Фагот, Конкурс, Метис, Корнет и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: