В профессиональном контексте философия предстает как система убеждений и отношений, идеалов, стремлений и целей, ценностей и норм, нравственных правил поведения или принципов. Она позволяет понять смысл и придать реальность существования миру и человеческой субъективности, истории и развитию. Этот смысл проявляется в виде идей, разумных объяснений, которые сами по себе становятся предметом обоснования. Философия — это также вопрос ценностей и суждений об этих ценностях, поиск оснований для действия и осознанного выбора мировоззрения.
Каждая профессия характеризуется с подобной точки зрения системой убеждений и коллективного знания, при помощи которого эти убеждения становятся профессиональными принципами. В американской традиции такую систему принято называть философией профессии. Философию социальной работы образует совокупность логических схем анализа социальной практики, убеждений и идеалов, задающих отправные точки профессиональной деятельности. В отличие от традиционных подходов к методологической рефлексии в науке, философия в этом смысле предстает как более широкое понятие, поскольку включает не только модели и нормы построения профессионального знания, описания и оценки реальности, но также и систему нравственно-оценочных суждений. Эти суждения становятся профессиональными нормами, этическими принципами и ценностями. Профессиональная философия лежит в самой сердцевине профессии и является неотъемлемой частью ее субкультуры.
|
|
В этом контексте социальные проблемы должны рассматриваться как проблемы выбора нравственных критериев оценки социальных фактов: отклонения, аморальные поступки, противозаконные и деструктивные действия, так же как и добродетель, зависят от точки отсчета, определяемой социумом. Социальное функционирование и социальная деятельность — это механизм адаптации к ценностным требованиям внутри системы социальных отношений. Ч. Франкель утверждает, что сама идея благосостояния не может быть ценностно нейтральной и неизбежно построена на нравственном выборе и «…суждениях, касающихся одобряемых целей человеческой жизни: даже самая локальная концепция благосостояния несет на себе отпечаток ценностей» [268]. В общем это становится очевидным даже на уровне дефиниций термина «социальное благосостояние», которое рассматривается через призму организации усилий общества с целью обеспечить минимальные жизненные стандарты, содействовать всеобщему благосостоянию и способствовать удовлетворению потребностей людей, связанных с их социальным функционированием и социальными отношениями [247].
|
|
Необходимо также отметить, что процесс оказания помощи, по признанию большинства исследователей и практиков, почти всегда призван помочь клиентам сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность. Например, в сфере реабилитационной работы с заключенными социальные работники помогают преступникам и правонарушителям стать личностью, признающей и выполняющей нормы общества [268]. Несмотря на то, что социальный работник может утверждать, что он не навязывает своих ценностей клиентам, беседа с клиентом в социальной работе полна нормативных и предписывающих утверждений, моральных суждений, которые должны помогать клиентам в выборе правильного поведения и решения их проблем. Как отмечает П. Тэйлор, «…правильно это или нет, но социальные работники невольно внушают клиентам, что нуклеарная семья должна быть независимой от расширенной семьи, что семейная жизнь должна быть более центрирована на детях, чем на родителях, и т.д.» [430]. Поэтому общение социальных работников с клиентами — это в значительной степени «этический дискурс», диалог о дóлжном, возможном и желательном.
Признание ценностной сущности социального обеспечения и усилий по оказанию помощи привело к расширению осознания и концептуальному прояснению, большей ясности и честности в понимании того, что же действительно происходит в процессе организации социальной помощи и социального вмешательства. Но это же сделало явными серьезные противоречия и конфликты в системе нравственных и этических установок, которые социальные работники вынуждены разрешать в повседневной работе.