Проблема профессиональных Ценностей в социальной работе

В профессиональном контексте философия предстает как сис­тема убеждений и отношений, идеалов, стремлений и целей, ценностей и норм, нравственных правил поведения или прин­ципов. Она позволяет понять смысл и придать реальность су­ществования миру и человеческой субъективности, истории и развитию. Этот смысл проявляется в виде идей, разумных объяснений, которые сами по себе становятся предметом обоснования. Философия — это также вопрос ценностей и су­ждений об этих ценностях, поиск оснований для действия и осознанного выбора мировоззрения.

Каждая профессия характеризуется с подобной точки зре­ния системой убеждений и коллективного знания, при помощи которого эти убеждения становятся профессиональными принципами. В американской традиции такую систему при­нято называть философией профессии. Философию социаль­ной работы образует совокупность логических схем анализа социальной практики, убеждений и идеалов, задающих от­правные точки профессиональной деятельности. В отличие от традиционных подходов к методологической рефлексии в науке, философия в этом смысле предстает как более широкое понятие, поскольку включает не только модели и нормы по­строения профессионального знания, описания и оценки ре­альности, но также и систему нравственно-оценочных сужде­ний. Эти суждения становятся профессиональными нормами, этическими принципами и ценностями. Профессиональная философия лежит в самой сердцевине профессии и является неотъемлемой частью ее субкультуры.

В этом контексте социальные проблемы должны рассмат­риваться как проблемы выбора нравственных критериев оцен­ки социальных фактов: отклонения, аморальные по­ступки, противозаконные и деструктивные действия, так же как и доб­родетель, зависят от точки отсчета, определяемой со­циумом. Социальное функционирование и социальная дея­тельность — это механизм адаптации к ценностным требова­ниям внутри системы социальных отношений. Ч. Франкель утверждает, что сама идея благосостояния не может быть цен­ностно нейтраль­ной и неизбежно построена на нравственном выборе и «…суждениях, касающихся одобряемых целей чело­веческой жизни: даже самая локальная концепция благосос­тояния несет на себе отпечаток ценностей» [268]. В общем это становится очевидным даже на уровне дефиниций термина «социальное благосостояние», которое рассматривается через призму орга­низации усилий общества с целью обеспечить ми­нимальные жизненные стандарты, содействовать всеобщему благосостоя­нию и способствовать удовлетворению потребно­стей людей, связанных с их социальным функционированием и социаль­ными отношениями [247].

Необходимо также отметить, что процесс оказания по­мощи, по признанию большинства исследователей и практи­ков, почти всегда призван помочь клиентам сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность. Например, в сфере реаби­литационной работы с заключенными социальные работники помогают преступникам и правонарушителям стать лично­стью, признающей и выполняющей нормы общества [268]. Несмотря на то, что социальный работник может утверждать, что он не навязывает своих ценностей клиентам, беседа с кли­ентом в социальной работе полна нормативных и предписы­вающих утверждений, моральных суждений, которые должны помогать клиентам в выборе правильного поведения и реше­ния их проблем. Как отмечает П. Тэйлор, «…правильно это или нет, но социальные работники невольно внушают клиен­там, что нуклеарная семья должна быть независимой от рас­ширенной семьи, что семейная жизнь должна быть более цен­трирована на детях, чем на родителях, и т.д.» [430]. Поэтому общение социальных работников с клиентами — это в значи­тельной степени «этический дискурс», диалог о дóлжном, возможном и желательном.

Признание ценностной сущности социального обеспече­ния и усилий по оказанию помощи привело к расширению осознания и концептуальному прояснению, большей ясности и честности в понимании того, что же действительно происхо­дит в процессе организации социальной помощи и социаль­ного вмешательства. Но это же сделало явными серьезные противоречия и конфликты в системе нравственных и этиче­ских установок, которые социальные работники вынуждены разрешать в повседневной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: