Современные подходы к пониманию ценностей социальной работы

Как отмечают ряд исследователей, возникновение соци­аль­ной работы обозначило фундаментальную смену идеоло­гической парадигмы, произошедшую в общественном созна­нии в США в XIX—XX вв., — религиозное служение Богу сменилось секуля­ризированным служением человеку. Соци­альная работа стала своего рода гуманизмом в действии. Со­циальной работе было предназначено гуманизировать урбани­зированное, техно­логиче­ское массовое общество и его инсти­туты [331].

Сама идея социальной работы символизировала собой компромисс между индивидуалистическими и обществен­ными ценностными ориентациями, выражающимися в дихо­томии эгоцентризма и альтруизма, конкуренции и сотрудниче­ства, принципа опоры только на себя и принципа взаимопо­мощи, индивидуальной свободы и социального контроля.

Это нашло свое отражение в дуалистичности профессио­нальных ценностей социальной работы. Посредническая мис­сия социальной работы сделала неуместным однополярный этический ригоризм «или-или». Поэтому система профессио­нальных ценностных ориентаций начала строиться по прин­ципу «и то — и то» [209]. Такой подход учитывает взаимоза­висимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности, коллектива и общества. Личностная автономия рассматрива­ется как необходимое условие социальной включенности и от­ветственности. Как отмечает Г. Хамильтон, такой «общест­венный индивидуализм» можно считать основой профессио­нальных ориентаций социальных работников [295, p. 44].

Подобное положение дел заставляет социального работ­ника в каждом конкретном случае искать баланс, меру взаим­ной непротиворечивости между личным и социальным, иде­альным и реальным, дóлжным, возможным и желательным. Социальная работа в этом понимании становится инструмен­том демократического общества в том смысле, что она стре­мится согласовать и примирить часто противоречивые инте­ресы государства, общества, социальных групп и личности.

Одним из факторов обращения социальных работников в США к методологии социального познания в 50-х годах XX в. был сформировавшийся запрос на концептуальную опреде­лен­ность и ясность в отношении основных категорий соци­альной работы, однозначность критериев достоверности и различий в оценке фактов, теорий, ценностей и норм социаль­ной работы. Ценности репрезентируют образы мира, каким он должен быть, а также способы действий людей в нем. Следо­вательно, ценности передают отношение к желаемым целям и конечным состояниям, которые, как полагают, в идеале опре­деляют удовлетворение ос­новных человеческих потребностей и работают на коллективное или личное благо [409, c. 65]. Эти потребности связаны со стрем­лением индивидов и групп к выживанию и самосохранению, по­лучению признания, безо­пасности, сохранению индивидуально­сти и личной идентич­ности, принадлежности, чувства собствен­ного достоинства, самоуважения, материального достатка, дос­тижению успеха и самореализации. Неотъемлемые ценности собственного дос­тоинства и уважения личности связаны с по­требностью в са­моуважении, уникальность личности — с по­требностью в обо­соблении, материальный достаток и гарантии дохода — с по­требностью в выживании, конфиденциальность — с потребно­стью в уединении, сочувствие и переживание — с по­требно­стью в принадлежности и любви и т. д.

По мнению Д. Ли, во всех или почти во всех обществах всё, что рассматривается как «хорошее» и «дóлжное», соци­ально по природе. Личность развивается и проходит становле­ние через расширение социальной связнности, соучастия и обмена с социальным окружением. Любовь, уважение к себе и признание ценности собственной личности означает уважение и признание ценности другого [325].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: