Как отмечают ряд исследователей, возникновение социальной работы обозначило фундаментальную смену идеологической парадигмы, произошедшую в общественном сознании в США в XIX—XX вв., — религиозное служение Богу сменилось секуляризированным служением человеку. Социальная работа стала своего рода гуманизмом в действии. Социальной работе было предназначено гуманизировать урбанизированное, технологическое массовое общество и его институты [331].
Сама идея социальной работы символизировала собой компромисс между индивидуалистическими и общественными ценностными ориентациями, выражающимися в дихотомии эгоцентризма и альтруизма, конкуренции и сотрудничества, принципа опоры только на себя и принципа взаимопомощи, индивидуальной свободы и социального контроля.
Это нашло свое отражение в дуалистичности профессиональных ценностей социальной работы. Посредническая миссия социальной работы сделала неуместным однополярный этический ригоризм «или-или». Поэтому система профессиональных ценностных ориентаций начала строиться по принципу «и то — и то» [209]. Такой подход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности, коллектива и общества. Личностная автономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности и ответственности. Как отмечает Г. Хамильтон, такой «общественный индивидуализм» можно считать основой профессиональных ориентаций социальных работников [295, p. 44].
|
|
Подобное положение дел заставляет социального работника в каждом конкретном случае искать баланс, меру взаимной непротиворечивости между личным и социальным, идеальным и реальным, дóлжным, возможным и желательным. Социальная работа в этом понимании становится инструментом демократического общества в том смысле, что она стремится согласовать и примирить часто противоречивые интересы государства, общества, социальных групп и личности.
Одним из факторов обращения социальных работников в США к методологии социального познания в 50-х годах XX в. был сформировавшийся запрос на концептуальную определенность и ясность в отношении основных категорий социальной работы, однозначность критериев достоверности и различий в оценке фактов, теорий, ценностей и норм социальной работы. Ценности репрезентируют образы мира, каким он должен быть, а также способы действий людей в нем. Следовательно, ценности передают отношение к желаемым целям и конечным состояниям, которые, как полагают, в идеале определяют удовлетворение основных человеческих потребностей и работают на коллективное или личное благо [409, c. 65]. Эти потребности связаны со стремлением индивидов и групп к выживанию и самосохранению, получению признания, безопасности, сохранению индивидуальности и личной идентичности, принадлежности, чувства собственного достоинства, самоуважения, материального достатка, достижению успеха и самореализации. Неотъемлемые ценности собственного достоинства и уважения личности связаны с потребностью в самоуважении, уникальность личности — с потребностью в обособлении, материальный достаток и гарантии дохода — с потребностью в выживании, конфиденциальность — с потребностью в уединении, сочувствие и переживание — с потребностью в принадлежности и любви и т. д.
|
|
По мнению Д. Ли, во всех или почти во всех обществах всё, что рассматривается как «хорошее» и «дóлжное», социально по природе. Личность развивается и проходит становление через расширение социальной связнности, соучастия и обмена с социальным окружением. Любовь, уважение к себе и признание ценности собственной личности означает уважение и признание ценности другого [325].