Эволюция ценностей социальной работы

Можно выделить три этапа формирования ценностных представлений о ценностных основаниях социальной работы: 1. конфессиональный; 2. первичной профессионализации (ценностно-нейтральный); 3. рефлексивный (самоопределение в системе профессиональных ценностей)

1. Предыстория возникновения социальной работы как профессиональной практики связана с благотворительным движение и деятельностью филантропических организаций. Эти организации традиционно были связаны с церковью. Практически вся филантропическая деятельность направлялась стремлением к реализации духовных заповедей основных религиозных конфессий и конгрегаций. Двольно часто благотворительность была формой миссионерской деятельности, когда вместе с помощью,.нуждающихся стремились приобщить к ценностям религиозного мировоззрения.

Первые социальные работники, занимавшиеся благотвори­тельностью на начальных этапах становления профессии, бы­ли склонны возлагать вину за бедность и нищету на де­фекты нравственного сознания (например, лень), присущие бедным, и полагали, таким образом, что они нуждаются, в первую оче­редь, в моральном перевоспитании. Но работая с бедными на постоянной основе, сотрудники благотворитель­ных объедине­ний постепенно обретали идентичность новой профессио­нальной группы, сохраняя тесную связь с христиан­скими убе­ждениями и традициями моральной проповеди.

2. В первой половине 20 века, когда начинается формирование научных основ профессии, проблемы ценностной регуляции социальной помощи находились на пе­риферии профессиональной рефлексии [233; 252; 270]. Иде­аль­ной моделью построения профессиональной практики для со­циальных работников оставалась классическая рациональ­ность научного познания, свободная от ценностных диспози­ций. Со­циальные работники были убеждены, что опираются на систему самоочевидно истинных ценностей и могут оста­ваться этически нейтральными, соблюдая объективность про­фессиональной по­зиции в работе с клиентами. Кроме того, со­циальные работники под влиянием успехов поведенческих на­ук в США, которые, как казалось, сумели поставить науки о чело­веке на прочный естественнонаучный фундамент, стре­мились руководствоваться оценочными критериями, доступ­ными коли­чественной верифи­кации, и избегать неопределен­ности субъек­тивных мнений и морально-этических дилемм. Неясной остава­лась и сущность профессиональных фактов и ценностей и, сле­довательно, при­рода социальной практики и возможность ее познания как тако­вой. Это препятствовало развитию профес­сионально-этической рефлексии и методоло­гии познания в со­циальной работе и тем самым построению эффективной, жиз­неспособной теории и практики социальной помощи.

Частично такое стремление к построению безоценочной в морально-этическом плане практики, ориентированной на идеалы научности, было своего рода реакцией на патерналист­ский морализм, характерный для пионеров социальной работы и филантропов из обществ благотворительности.

3. Во второй половине XX века, профес­сиональная система ценностных ориентаций и этических принципов деятельности социальных работников стала пред­метом широкого обсуждения в профессиональном сообще­стве. Эта дискуссия показала, что любая модель социальной работы, включающая в себя реальную практику социальной помощи и консультирования, обязана сознательно определить свою ценностную позицию в контексте всех основных обще­человеческих и конкретно исторических ценностей — добра, пользы, свободы, ответственности и т. д. Причем речь должна идти даже не столько о человеческой позиции социального работника и не о ценностной рефлексии уже сделанного, сколько о том, что ценностная установка должна стать имма­нентной самому процессу социальной помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: