Обеспечение гарантий свободы массовой информации

Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации

Как отмечает в своей монографии М.А. Федотов, «до 12 июня 1990 г. в нашей стране не существовало ни отрасли СМИ, ни правового акта, который регулировал бы общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью СМИ. Отсутствие правового регулирования компенсировалось партийными нормами. В этот период законодательство о СМИ развивалось в России как «цензурное право»[70].

12 июня 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», а 27 декабря 1991 г. — Закон РФ «О средствах массовой информации». Закон СССР декларировал свобод» печати, российский закон провозглашает свободу СМИ как естественное состояние прессы.

Законом РФ «О средствах массовой информации» вводятся следующие понятия и их определения.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание,.радио-, теле-, видеопрофамма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под ра дио-, теле- видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год.

Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

При производстве и распространении массовой информации действуют следующие основные субъекты:

редакция средства массовой информации — организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан! осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

главный редактор — лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

журналист — лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанноедоговорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

издатель — издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

распространитель — лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

учредитель средства массовой информации гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем:

гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы но приговору суда, ибо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

гражданин другого государства или лицо без гражданства, не продающее постоянно в Российской Федерации. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно. Потребителями массовой информации являются широкий, практически неограниченный круг лиц, в том числе граждане и лица без гражданства, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица.

Основные направления правового регулирования отношений в области массовой информации:

обеспечение гарантий свободы массовой информации; организация деятельности средства массовой информации; распространение массовой информации;

отношения средств массовой информации с гражданами и организациями;

права и обязанности журналиста;

межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;

ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Информационные правоотношения, складывающиеся в сфере массовой информации, можно условно подразделить на «внутренние» и «внешние». Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения между основными субъектами: учредителями (соучредителями), редакцией, издателем, распространителем и, наконец, собственником. Вторая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ между перечисленными выше субъектами и третьими лицами, будь то граждане, объединения граждан, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления[71].

Начиная с Конституции РСФСР 1918 г. в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с «классовых позиций»[72]. В настоящее время свобода массовой информации в России устанавливается Конституцией РФ и развивается нормами Закона РФ «О средствах массовой информации».

В Российской Федерации не подлежат ограничениям:

поиск, получение, производство и распространение масс. информации;

учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Цензура массовой информации, т.е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускаются.

Исключения и ограничения в деятельности СМИ могут вводиться только законодательством РФ о средствах массовой информации в интересах защиты личности, общества, государства.

Законом устанавливается недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4):

не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;

запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье;

запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, занесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[73], в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: