Способы анализа и интерпретации данных

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначе­ние этого шага состоит в унификации и формализации той инфор­мации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо ре­шить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индика­торов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо про­вести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, ко­торая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социоло­гических данных.

В ходе статистического анализа выявляются некоторые ста­тистические закономерности и зависимости, которые позволяют со­циологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведе­ния статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесто­ронне анализировать собранную информацию. В современной соци­ологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные про­граммами математико-статистической обработки.

Основное направление в обработке первичной социологичес­кой информации состоит в его обобщении, наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является груп­пировка — объединение по существенным признакам единиц иссле­дуемого объекта в однородные совокупности. Процедуре группиров­ки, как правило, предшествует тщательный логический анализ изу­чаемой проблемы. В ходе этого анализа определяется основание группировки, т.е. основные признаки, смысловые единицы и т.д., по которым происходит разбивка изучаемой совокупности на однород­ные группы. Выделенные группы можно легко сопоставлять, сравни­вать, а значит, возможно глубже проанализировать то или иное соци­альное явление.

Научная обоснованность группировки зависит и от соблюде­ния основных принципов группировки в процессе ее осуществления: расчленения разнородных явлений на однородные; нахождение об­щих и однотипных явлений; определение признаков, по которым сле­дует разграничивать типы; определения интервала перехода от од­ного типа к другому.

В социологическом исследовании применяются и самые раз­ные виды группировки:

·группировка при помощи простого суммирования однород­ных признаков, благодаря чему определяются абсолютные числа их
проявления в изучаемой совокупности;

·ранжирование, т.е. группировки изучаемых единиц сово­купности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого
признака;

·шкалирование, т.е. группировка на основе логически выде­ленных признаков при помощи заранее разработанной порядковой
или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уро­вень или степень проявления изучаемого признака;

• табулирование, т.е. построение статистических таблиц.
Группировка социологической информации может быть:

·по номинальному признаку (род занятий, национальность);
по признакам, соответствующим ранговым шкалам, т.е. по возраста­ющей или по убывающей значимости того или иного признака (на­
пример, сложность труда: ручной труд, работа с механизмами, на­ладчик станков, оператор ЭВМ, разработчик программ и т.д.);

·по количественному признаку (например, группировка по
возрастным интервалам 18—20 лет, 21—25 лет, 26—30 лет или по
уровню доходов 300—500 руб., 500—800 руб., 800—1000 руб. и т.д.

Самый простой способ группировки основан на простом суммировании однородных признаков. Несколько более сложная группировка построенная с помощью ранжирования. Ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпочти­тельности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемо­го объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычленяют сумму ран­гов, полученную в результате. Ранг 1 присваивается объекту, полу­чившему наименьшую сумму. Самый высший ранг присваивается объекту с наивысшей суммой. Результат группировки единиц на­блюдения по одному какому-либо признаку называется статистиче­ским рядом. Распределение частот признака в совокупности называ­ется вариационным рядом.

Если единицы наблюдения необходимо сгруппировать по двум и более признакам (например, по полу, возрасту и образованию) тогда речь может идти о перекрестной или комбинированной группировке. Она может быть структурной, типологической или аналитической. Ха­рактер группировки зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интер­валам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых.

Если же ставится задача выделить из респондентов группы по такому признаку, как «отношение к частной собственности на зем­лю», тогда осуществляются типологические группировки, т.е. выде­ляются группы, положительно относящиеся к этому институту, от­рицательно, не имеющие определенного мнения и т.д.

И, наконец, третий вид группировки — аналитический. Она производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Например, связь уровня образования с совершенными правонарушениями.

Более глубоко проанализировать социологическую информа­цию позволяют широко применяемые в эмпирических исследовани­ях статистические и математические методы анализа получаемой информации, с помощью которых выводятся среднеарифметичес­кие, проценты, индексы, строятся таблицы, графики и т.д.

Результаты социологических исследованиях отражаются в итоговом документе, который чаще всего носит характер отчета о на­учно-исследовательской работе. Отчет должен содержать ряд обяза­тельных разделов: титульный лист, список исполнителей, реферат, содержание, перечень условных обозначений и символов, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение.

В реферате отчета должны быть сведения об объеме докумен­та, количество иллюстраций, таблиц, рисунков, графиков, перечень ключевых слов и краткое описание сути исследования, его новизны и научных результатов.

Введение отчета должно содержать обоснование актуальнос­ти и новизны, а также целей и задач исследования.

В основной части излагаются результаты исследования. Ос­новная часть также структурирована на ряд разделов. Как правило, в первом разделе основной части описываются принципы методоло­гического подхода к исследованию, методы сбора, обработки и ана­лиза информации, доказывается обоснованность и репрезентатив­ность выборки. Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, воз­раст, образование и т.д.). Последующие разделы должны содержать ответы на выдвинутые в программе гипотезы.

Приложение к отчету содержит все методологические и мето­дические документы исследования: программу, план, инструмента­рий, инструкции и т.д. В приложение также включаются таблицы, рисунки, графики, которые не вошли в текст отчета.

Литература:

Основная:

Бабосов, Е. М. Общая социология: учеб. пособие / Е. М. Бабосов. -Минск, 2006.

Бабосов, Е. М. Прикладная социология: учеб. пособие для вузов / Е. М. Ба­босов. - Минск, 1999.

Бабосов, Е. М. Социология. Общая социологическая теория: учеб. по­собие для вузов / Е. М. Бабосов. - Минск, 1998.

Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 2004.

Лапин, Н. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. -М.,2006.

Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. -Минск, 2003.

Социология: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А. Н. Елсукова. -Минск. 2004.

Дополнительная:

Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. - М., 1994.

Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М., 1990.

Кравченко, А. И. Социология: хрестоматия для вузов / А. И. Кравченко. -М.,2002.

Требования безопасности, предъявляемые к студентам при проведении занятий (лекции, семинарские, лабораторные)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: