Стратегию компании целесообразно рассматривать как совокупность нескольких частных стратегий, или стратегических областей, в которых стратегические критерии, приоритеты и принципы сгруппированы по видам деятельности или отношений:
· продуктово-рыночная стратегия, или стратегия бизнеса – правила, определяющие выбор характеристик товара, рынков, способов продвижения товаров и достижения устойчивой конкурентоспособности;
· ресурсно-рыночная стратегия – совокупность критериев, приоритетов и принципов, определяющих поведение компании на рынках ресурсов производства;
· технологическая стратегия – совокупностькритериев, приоритетов и принципов, определяющих изменения технологического комплекса компании в связи с рыночными факторами;
· организационная стратегия – правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации;
· интеграционная стратегия – совокупность критериев, приоритетов и принципов функциональной и организационной интеграции компании с другими предприятиями и организациями; интеграционная стратегия может быть включена в состав организационной стратегии, которая в этом случае будет соединять вопросы построения и изменения внутренних и внешних организационных отношений;
|
|
· финансовая стратегия – совокупность критериев, приоритетов и принципов, относящихся к способам привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов; из состава финансовой стратегии иногда выделяют инвестиционную стратегию, относящуюся к способам привлечения внешних финансовых ресурсов и рекапитализации прибыли на инвестиционные нужды, оставляя в составе финансовой стратегии только вопросы выбора вариантов текущего финансового обеспечения деятельности;
· социальная стратегия – совокупность принципов, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер его взаимодействия с собственниками (работодателем). В более общем случае рассматривается стратегия работы с персоналом, включающая вопросы найма, оценки, расстановки, обучения кадров, оплаты труда, создания мотивации (стимулирования), формирования корпоративной культуры и др. Поскольку социальная стратегия касается отношений и процедур внутри организации, ее можно рассматривать как часть организационной стратегии.
Стратегия определяет, что нужно сохранять, что нужно изменять в деятельности компании и существующей системе отношений (внешних и внутренних) в зависимости от складывающейся ситуации, и как это нужно делать. Сохранение или изменение каких-либо характеристик или процессов компании есть содержание стратегического процесса, который может быть, таким образом, представлен как стратегическая стабилизация или стратегическое развитие.
|
|
Перечень бизнес-процессов, которых могут коснуться изменения (или стабилизация), приведен в таблице 1.4.3[90].
Таблица 1.4.3.
Перечень бизнес-процессов, которых могут коснуться стратегические изменения
По классификации Oracle Business Models | По “8-процессной модели BKG” | По модели создания ценности М.Портера |
Развитие (совершенствование) продуктов | Выработка условий деятельности | Внутренняя логистика: хранение, сбор данных, обслуживание, доступ потребителей |
Производство (операции) | Разработка и модификация продуктов | Операции (производство) |
Управление продажами | Продажи | Внешняя логистика: обработка заказов, складские операции, подготовка отчетов |
Управление обслуживанием потребителей | Производство | Маркетинг и продажи |
Поставки (снабжение) | Воспроизводство ресурсов | Послепродажное обслуживание: монтаж, поддержка, работа с жалобами, ремонт |
Маркетинговое управление | Воспроизводство механизмов | Процессы инфраструктуры компании: финансирование, планирование, отношения с инвесторами |
Управление взаимодействием с потребителями | Воспроизводство персонала | Управление человеческими ресурсами: найм, подготовка, система вознаграждений |
Планирование и прогнозирование | Расчеты | Разработка технологий, продукции, тестирование, проектирование, рыночные исследования |
Управление предприятием (бизнесом) | Закупки (компоненты, оборудование, реклама, обслуживание) | |
Управление материальными ресурсами | ||
Управление финансами | ||
Управление человеческими ресурсами | ||
Управление проектами | ||
Управление изменениями |
Однако, изменения могут касаться не только бизнес-процессов, но и структур, отношений и других характеристик организации и ее деятельности.
Стратегическому процессу должны отвечать определенные механизмы, или акты деятельности, позволяющие реализовать стабилизацию или развитие на практике. Эти механизмы могут опираться на использование, как минимум, четырех типов средств:
· организационных – создание новых структур как внутри предприятия, так и вне его: создание новых подразделений, дочерних организаций, ассоциаций, слияние с другими предприятиями и др., – а также изменение (или ликвидация) существующих структур и нормативно-правового обеспечения их деятельности, в том числе, изменение штатного расписания, расстановки кадров, их должностных обязанностей, прав и зон ответственности; к организационным относятся также изменения функций и взаимодействия элементов оргструктуры;
· технологических – введение, ликвидация или изменение производственных, сбытовых, управленческих и иных процедур, нормируемых технологическими и организационно-распорядительными документами;
· экономических – распределение и перераспределение ресурсов между подразделениями, проектами, направлениями деятельности, в частности, составление и изменение бюджетов подразделений и бюджетов проектов;
· образовательных – формирование нового качества кадрового потенциала компании путем повышения квалификации и переподготовки кадров.
Перечисленные виды средств реализации стратегических механизмов должны использоваться комплексно, взаимно дополняя и обеспечивая друг друга.