Структура стратегии

Стратегию компании целесообразно рассматривать как совокупность нескольких частных стратегий, или стратегических областей, в которых стратегические критерии, приоритеты и принципы сгруппированы по видам деятельности или отношений:

· продуктово-рыночная стратегия, или стратегия бизнеса – правила, определяющие выбор характеристик товара, рынков, способов продвижения товаров и достижения устойчивой конкурентоспособности;

· ресурсно-рыночная стратегия совокупность критериев, приоритетов и принципов, определяющих поведение компании на рынках ресурсов производства;

· технологическая стратегия – совокупностькритериев, приоритетов и принципов, определяющих изменения технологического комплекса компании в связи с рыночными факторами;

· организационная стратегия – правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации;

· интеграционная стратегия – совокупность критериев, приоритетов и принципов функциональной и организационной интеграции компании с другими предприятиями и организациями; интеграционная стратегия может быть включена в состав организационной стратегии, которая в этом случае будет соединять вопросы построения и изменения внутренних и внешних организационных отношений;

· финансовая стратегия – совокупность критериев, приоритетов и принципов, относящихся к способам привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов; из состава финансовой стратегии иногда выделяют инвестиционную стратегию, относящуюся к способам привлечения внешних финансовых ресурсов и рекапитализации прибыли на инвестиционные нужды, оставляя в составе финансовой стратегии только вопросы выбора вариантов текущего финансового обеспечения деятельности;

· социальная стратегия – совокупность принципов, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер его взаимодействия с собственниками (работодателем). В более общем случае рассматривается стратегия работы с персоналом, включающая вопросы найма, оценки, расстановки, обучения кадров, оплаты труда, создания мотивации (стимулирования), формирования корпоративной культуры и др. Поскольку социальная стратегия касается отношений и процедур внутри организации, ее можно рассматривать как часть организационной стратегии.

Стратегия определяет, что нужно сохранять, что нужно изменять в деятельности компании и существующей системе отношений (внешних и внутренних) в зависимости от складывающейся ситуации, и как это нужно делать. Сохранение или изменение каких-либо характеристик или процессов компании есть содержание стратегического процесса, который может быть, таким образом, представлен как стратегическая стабилизация или стратегическое развитие.

Перечень бизнес-процессов, которых могут коснуться изменения (или стабилизация), приведен в таблице 1.4.3[90].

Таблица 1.4.3.

Перечень бизнес-процессов, которых могут коснуться стратегические изменения

По классификации Oracle Business Models По “8-процессной модели BKG” По модели создания ценности М.Портера
Развитие (совершенствование) продуктов Выработка условий деятельности Внутренняя логистика: хранение, сбор данных, обслуживание, доступ потребителей
Производство (операции) Разработка и модификация продуктов Операции (производство)
Управление продажами Продажи Внешняя логистика: обработка заказов, складские операции, подготовка отчетов
Управление обслуживанием потребителей Производство Маркетинг и продажи
Поставки (снабжение) Воспроизводство ресурсов Послепродажное обслуживание: монтаж, поддержка, работа с жалобами, ремонт
Маркетинговое управление Воспроизводство механизмов Процессы инфраструктуры компании: финансирование, планирование, отношения с инвесторами
Управление взаимодействием с потребителями Воспроизводство персонала Управление человеческими ресурсами: найм, подготовка, система вознаграждений
Планирование и прогнозирование Расчеты Разработка технологий, продукции, тестирование, проектирование, рыночные исследования
Управление предприятием (бизнесом)   Закупки (компоненты, оборудование, реклама, обслуживание)
Управление материальными ресурсами    
Управление финансами    
Управление человеческими ресурсами    
Управление проектами    
Управление изменениями    

Однако, изменения могут касаться не только бизнес-процессов, но и структур, отношений и других характеристик организации и ее деятельности.

Стратегическому процессу должны отвечать определенные механизмы, или акты деятельности, позволяющие реализовать стабилизацию или развитие на практике. Эти механизмы могут опираться на использование, как минимум, четырех типов средств:

· организационных – создание новых структур как внутри предприятия, так и вне его: создание новых подразделений, дочерних организаций, ассоциаций, слияние с другими предприятиями и др., – а также изменение (или ликвидация) существующих структур и нормативно-правового обеспечения их деятельности, в том числе, изменение штатного расписания, расстановки кадров, их должностных обязанностей, прав и зон ответственности; к организационным относятся также изменения функций и взаимодействия элементов оргструктуры;

· технологических – введение, ликвидация или изменение производственных, сбытовых, управленческих и иных процедур, нормируемых технологическими и организационно-распорядительными документами;

· экономических – распределение и перераспределение ресурсов между подразделениями, проектами, направлениями деятельности, в частности, составление и изменение бюджетов подразделений и бюджетов проектов;

· образовательных – формирование нового качества кадрового потенциала компании путем повышения квалификации и переподготовки кадров.

Перечисленные виды средств реализации стратегических механизмов должны использоваться комплексно, взаимно дополняя и обеспечивая друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: