Организация системы управления

Технологизация управления необходима для получения стабильного качества продуктов управленческой деятельности, обеспечивая при этом наибольшую экономию времени и других ресурсов на их разработку и реализацию в типовых (повторяющихся, воспроизводимых) ситуациях и согласование действий субъектов разветвленной системы управления, в крупных организациях с бюрократическим типом организационной культуры, а также в иных организациях, находящихся в условиях дефицита мыслящих и творческих управленцев.

Воспроизводимость, типичность ситуаций, в которых действует управленец, соответствие всех элементов этой ситуации неким стандартам является необходимым условием эффективности технологизации управления.

Здесь, однако, управленца поджидает масса неприятностей.

Первая из них принципиально присуща управлению в системах, в которых действуют люди (мы будем называть их социально-деятельностными системами[107]). Если технология металлообработки основывается на знании, почерпнутом из металловедения, теоретической механики, сопротивления материалов и относительно небольшого числа других наук, взаимосвязанных по объектам и методам, то технология управления социально-деятельностными системами требует информации экономической, социологической, культурологической, правовой, этической, этнологической... В этот перечень входит слишком много научных предметов, но проблема не в их количестве, а в том, что ни один из них не содержит средств синтеза информации, относящейся к этому предмету, с информацией, относящихся к другим предметам. Нет проблем «состыковать» информацию, взятую из теоретической механики, с информацией из сопромата, но экономика и социология, этнология и психология и т.д. пользуются совершенно разными категориальными системами и зачастую разной логикой[108]. Потеря информации хотя бы из одной области знания, относящейся к ситуации управления, может повлечь принятие нереализуемого решения, а порой – решения, результат реализации которого будет прямо противоположен планируемому. Синтез знаний из разных наук принципиально не может быть алгоритмизирован (или технологизирован), существует методология такого синтеза, но не существует методик[109]. Некоторые западные авторы считают лучшим способом синтеза эклектику, т.е. «свалку» информации из разных наук – вряд ли стоит тратить время на критику такой точки зрения[110].

Вторая «неприятность» – получение информации о любых объектах неизбежно связано с процедурой абстрагирования, следовательно, с потерей информации, которая для данной ситуации может оказаться важной. В естественно-научных дисциплинах абстрагирование более «прозрачно», например, переменная величина на малом интервале заменяется постоянной – исследователь абстрагируется от малых изменений. В науках о человеке и обществе часто нет четкого представления о том, от каких особенностей объекта абстрагируется исследователь – это связано со сложностью объекта, с особенностями (нечеткостью) онтологической и методологической базы исследующих его наук.

Третье: социально-деятельностные системы в гораздо большей степени подвержены случайным, непредсказуемым изменениям, на них действует гораздо большее число внешних и внутренних факторов, чем на системы, к которым применяются производственные технологии.

Итак, управленец всегда действует в условиях неполной и недостоверной информации, и это – принципиальная особенность управления социально-деятельностными системами.

Технология, которая не может быть обеспечена всей необходимой достоверной информацией, не может гарантировать качества результата.

Технология действует в ситуациях, соответствующих стандарту, но не может действовать в условиях непредсказуемости.

Поэтому сфера применимости управленческих технологий оказывается очень ограниченной.

Как правило, технологизируются процедуры или виды деятельности, имеющие однозначное и жесткое правовое нормирование, например, бухгалтерский или налоговый учет. Существуют технологии описания и инжиниринга (реинжиниринга) бизнес-процессов, но в иных случаях они дают нелепые результаты, так как не полностью учитывают специфику разных процессов. Так, в 2005 г. крупная московская консалтинговая компания предписала своему клиенту ввести в штат методолога бизнес-процесса покупки канцелярских товаров – исходя из того общего правила, что в каждом бизнес-процессе должна быть бизнес-роль методолога. Но главное не в этом. Технологии инжиниринга (реинжиниринга) бизнес-процессов не учитывают «человеческой составляющей» этих процессов, а потому их результат часто оказывается неудовлетворительным[111]. Широко применяются технологии оценки персонала, эффективные, если точно известны требования к работникам и основные особенности ситуаций их действования. Но говорить всерьез, например, о технологиях формирования корпоративной культуры невозможно – каждая из них эффективна только в отдельных случаях, и это связано с особенностями подбора персонала, лидерскими качествами руководителя и множеством других параметров, изменяющихся от организации к организации и определяемых недостаточно достоверно.

Специалист - управленец, владеющий технологиями и только технологиями, имеет актуализированные нормы деятельности по отношению к миру, находящемуся вне его, к объекту управления, – но не ко всякому миру, а определенным образом описанному и соответствующему этому «стандарту». Он нацелен не на практическое, а на техническое действие[112]. Всякое отклонение реального мира от стандарта ставит специалиста в ситуацию функциональной неграмотности и требует его переподготовки. Поэтому специалиста - управленца, владеющего технологиями, нельзя считать профессионалом - управленцем.

Еще одно ограничение применимости управленческих технологий вытекает из того, что условием эффективности технологизации является идеальная технологическая дисциплина.

Как говорилось выше, технологии производства не предполагают отклонений характеристик сырья от стандарта, от заданных значений. Технологии управления не предполагают отклонения от заданных требований исходных данных. Нелепо ожидать в регламенте выполнения бизнес-процесса такую фразу: «Если в полученной Вами исходной форме Ф-482 забыли заполнить графу 4, то...». Технология может содержать механизмы адаптации к изменениям факторов внешней среды организации, к действиям работников, не включенных в реализацию данной технологии, но не к нарушениям самой технологии. Технология либо выполняется, либо не выполняется. Если кто-то ее нарушил, она остается не выполненной, и никто уже исправить положение не сможет. Между тем, ошибки или неэффективные действия одних управленцев создают проблемные ситуации другим управленцам. Предусмотреть все подобные ситуации в технологиях, даже многовариантных (которых автору встречать не приходилось) – невозможно.

Что же делать, если необходимую для применения технологии информацию получить не удается, если факторы внешней или внутренней среды организации сложились не так, как это предусмотрено технологией, или кто-то нарушил саму технологию, и это привело к ситуации, когда работать по технологии невозможно? – Ответ может быть только один: не работать по технологии.

В этих случаях при любых масштабах организации и типах организационной культуры остается один вариант – передать управленческие функции мыслящему или творческому управленцу. Для этого он должен обладать особой квалификацией и иметь свободу действий.

Мы отказываемся от гарантий качества, обещанных технологией, которые попросту перестают «работать», и возвращаем управленцу свободу.

Квалификация управленца должна позволить ему не только использовать «готовое» знание, содержащееся в технологии, там, где это возможно, но в любой нестандартной или недостаточно полно описанной ситуации создать новое знание, необходимое для разрешения ситуации, и использовать это знание на практике. Именно такого управленца можно считать профессионалом.

2.4.4. Мыслящий управленец должен уметь исследовать объект управления – находить его основные свойства, существенные для управления, анализировать его – находить противоречия (проблемы), не позволяющие стандартными способами достичь цели, разрешать эти противоречия, превращая проблемы в выполнимые задачи, проектировать желаемое состояние объекта – ставить цели – и планировать действия по их достижению. Мышление управленца – рассуждение (дискурс), позволяющее сформировать новое знание, которым он руководствуется, решая перечисленные задачи. Впрочем, часть из них он может выполнять, используя технологии, – если они подходят для конкретной ситуации. Мышление управленца включается только тогда, когда ситуация не может быть разрешена с использованием уже имеющегося знания. Исходной для мышления управленца является информация, полученная на основе рефлексии ситуаций и коммуникации с другими субъектами[113].

Выполнение перечисленных задач мыслящего управленца требует наличия у него особого знания – методологического – и умения применять его для формирования нового знания о возможных и эффективных методах работы в реальной ситуации.

Мыслящий управленец должен владеть искусством схематизации – представления в виде схем объектов управления и деятельности, осуществляемой с этими объектами.

Мыслящий управленец должен владеть позиционным анализом и искусством самоопределения – определения своей позиции в ситуации, желаемого, возможного и должного для построения своих действий.

Мыслящий управленец должен владеть искусством проблематизации – умением ставить под сомнение то, что кажется очевидным, что принято традицией или технологией – и тем самым отыскивать новые способы действования в этой ситуации.

Мыслящий управленец высшей квалификации должен различать объекты, по отношению к которым строятся его действия, и способы организации своего мышления по поводу этих объектов. Он должен уметь анализировать и объекты, и свое мышление по поводу этих объектов. В этом случае он обладает высшей профессиональной способностью – способностью к методологической рефлексии, позволяющей строить мышление системно и эффективно.

Полученное новое знание мыслящий управленец может анализировать, выделяя применимое только в данной единичной ситуации и применимое к другим аналогичным ситуациям, и, описывая эти ситуации и найденные способы действования в них, создавать новые технологии.

Решения, принимаемые мыслящим управленцем, обоснованы. Они не подвержены случайностям, связанным с отсутствием условий для применения технологий или с капризами интуиции. В силу этого, они не сопряжены с высокими рисками. Но они могут потребовать достаточно большого времени на подготовку.

Творческий управленец должен обладать способностью видеть ситуацию как целое – как видит опытный шахматист позицию на доске, как видит режиссер сцену театра со всеми актерами – и иметь интуицию для придумывания решений. Творческий управленец именно придумывает решения – они, как правило, не имеют обоснований и в силу этого могут быть весьма рискованными, но они необычны. Истинные управленческие инновации создаются именно творческими управленцами. Существенное достоинство творческих решений – высокая скорость их «подготовки».

Творческий управленец не обладает квалификацией, необходимой для создания технологий. Для фиксации и трансляции его уникальных достижений в паре с ним должен работать мыслящий управленец, выполняющий функцию технолога.

2.4.5. Исходя из сказанного выше, можно построить «интеллектуальный треугольник» профессионального управленца, соединяющий знание, мышление и творчество (рис.2.4.1). Эти три элемента суть основные профессиональные компетенции управленца.

Технология – это знание, которому силой власти придана нормирующая функция. Сила и слабость управленческих технологий, проанализированные выше, позволяют определить область применения управленческого знания: стандартные (типовые) ситуации, наличие достаточно полной и достоверной информации обо всех существенных факторах ситуации, предсказуемость изменений внешней и внутренней среды организации, бюрократическая организационная культура, высокая технологическая (исполнительская) дисциплина управленцев – необходимые характеристики этой области. Управленческое знание при условии его применимости в конкретной ситуации позволяет получать и реализовывать эффективные решения при минимальных затратах времени и других ресурсов.

Рис.2.4.1. «Интеллектуальный треугольник» профессионального управленца.

Управленческое мышление – это «производство» решений на основе совокупности интеллектуальных процессов, основными из которых являются рефлексия, коммуникация и собственно мышление[114] Область его применения – нестандартные ситуации, не допускающие высоких рисков и, соответственно, требующие принятия обоснованных решений, но позволяющие потратить на подготовку решения относительно большое время. В частности, это стратегическое управление в динамичной внешней среде, позволяющей все же выработать некоторые общие требования к способу действования в этой среде и принципы реагирования на возможные возмущения (стратегию).

Управленческое мышление хорошо согласуется с адхократическим и клановым типами организационной культуры.

Управленческое творчество – это целостное видение ситуации, исключающее необходимость анализа, и принятие решений на основе интуиции. Область его применения – нестандартные ситуации, требующие экстренных решений и допускающие высокие риски. В частности, это ситуативное управление в условиях очень динамичной, непредсказуемой внешней среды.

Управленческое творчество хорошо согласуется с рыночным и, в меньшей степени, адхократическим типами организационной культуры.

Три перечисленных профессиональных компетенции требуют, соответственно, трех составляющих управленческого образования. Заметим, что сегодня и в управленческой практике, и в управленческом образовании очевиден сильный «уклон» в знаниевую сторону, что существенно снижает качество управления в современной динамичной среде.

С этим «уклоном» связана также «страсть» определенных организаций проводить всевозможные аттестации и сертификации на основе контроля знаний и проверки владения технологиями. Трудно назвать пример, когда оценка управленцев, консультантов или педагогов, обучающих управлению, осуществлялась бы на основе их способностей к управленческому мышлению или творчеству. Это относится и к подготовке управленцев в вузах.

«Знаниевый» или «технологический» акцент виден и при отборе управленцев многими работодателями.

Исключение составляет только такой метод комплексной оценки управленцев, как Assessment Center, однако в России он пока применяется лишь некоторыми крупными работодателями и никак не отражен в системе вузовской аттестации.

2.4.6. Если рассуждения, приведенные в этом разделе, показывают ограниченность области применения технологий, почему же в начале его мы утверждали, что технологизация – процесс естественный и неизбежный?

На этот вопрос можно дать следующий ответ: так как вузы не готовят, а работодатели не ищут мыслящих и творческих управленцев, естественным образом формируется их дефицит. А при этом условии технологизация позволяет достичь наилучших результатов там, где технологии применимы, и ничего не потерять там, где технологии неприменимы, так как другие способы управления реализовать все равно некому.

Однако было бы гораздо более естественно и эффективно, если бы наряду с технологизацией развивалось бы и обеспечивалось кадрами управление, основанное на мышлении и творчестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: