Управление нововведениями

Научно-технический прогресс последних десятилетий существенно скорректировал представления о ключевых факторах экономического процветания. До недавнего времени считалось, что основа благополучия территории – природные богатства. С развитием транспорта и глобализацией торговли «привязка» перерабатывающей промышленности к регионам добычи сырья стала значительно слабее, тем не менее конкурентное преимущество регионов – владельцев природных запасов сохранилось в связи с меньшими издержками на транспортировку сырья. Однако это преимущество со временем играет все меньшую роль.

Известно, что рынки в своем развитии прошли несколько стадий. На первой из них основным инструментом конкуренции была цена, на второй – качество товара, на третьей – способ обслуживания покупателя, на четвертой – способность производителя прогнозировать и удовлетворять потребности покупателя, при необходимости – создавать их. Современный рынок – это соревнование брендов. В стоимости ведущих мировых корпораций основные средства порой занимают 15-20%, а 80-85% приходится на счет стоимости бренда. Появились и быстро растут «оболочечные» компании, которые ничего сами не производят и не продают – они создают и «раскручивают» свой бренд, а производство и продажи (осуществляемые от имени «оболочечной» компании) отдают на аутсорсинг другим компаниям, выбирая при этом тех, кто не подведет на по качеству товара или услуги, ни по уровню обслуживания покупателя. Создание бренда – это, прежде всего, создание товара или услуги, или «лица» компании, существенно отличающихся от ранее известных. Прежде всего, это создание и внедрение нового.

Создание товара или услуги высокого качества, способа обслуживания покупателя, бренда, обеспечивающих конкурентные преимущества, все в большей степени зависят от инновационного потенциала предприятия. Соответственно, конкурентоспособность экономики страны, региона все в большей степени определяется инновационным потенциалом территории.

Инновации – единственное средство создания конкурентоспособности предприятия, региона, страны. Для России с ее современной экономикой, основанной на добыче и экспорте углеводородного сырья, повышение конкурентоспособности продукции перерабатывающих отраслей, высоких технологических переделов – жизненно важный вопрос. Он может быть решен только решительным поворотом к инновационной экономике, основанной на разработке и внедрении нововведений.

Различают технико-технологические и организационные нововведения. Методики организации их разработки и внедрения достаточно близки, но в большей степени разработаны для технико-технологических нововведений[184].

Особая область, где востребованы нововведения, – предпринимательство. Уходят в прошлое те времена, когда для создания нового бизнеса достаточно было посмотреть, каких востребованных покупателем товаров или услуг нехватает на рынке. Ориентация нового бизнеса на остаточный (неудовлетворенный) спрос невозможна в развитой экономике. Сейчас, создавая бизнес, предприниматель почти всегда может быть уверен, что на рынке есть все, чего желает покупатель. Следовательно, новый бизнес должен не просто найти свою нишу, но раздвинуть ряды конкурентов, уже работающих на рынке, а может быть – создать у покупателя новую потребность, которую еще никто не удовлетворял. Проблема не только в том, что такие же (или аналогичные), как и предлагаемые новым бизнесом, товары и услуги уже в достаточном количестве представлены на рынке, но и в том, что покупатель тратит свои деньги на другие товары и услуги и финансовые ресурсы его ограничены – для того, чтобы стать покупателем нового бизнеса, он должен отказаться от каких-то традиционных для себя покупок.

Все более актуальным становится представление о создании нового бизнеса как акте системного проектирования – создании новой структуры общественной системы производства-потребления, в которой отводится место новому предприятию. Соответственно, необходима бизнес-идея – та идея, которая покажет, как «оторвать» покупателя от привычных для него путей траты денег и «повернуть» его платежи на новый бизнес, обеспечивая тем самым новому бизнесу существование в этой системе. Создавая бизнес, предприниматель сегодня должен думать не столько о наличии спроса, сколько о стратегической конкурентоспособности создаваемого дела, о возможности сейчас и в будущем использовать те финансовые ресурсы покупателей, на которые претендуют конкуренты.

Бизнес-идея определяет способ представления данного бизнеса покупателю – позиционирования товаров и услуг, работы в области PR, рекламы, в конечном счете – создания и продвижения бренда.

Сегодня уже нередко можно встретить упоминания о «концептуальных ресторанах», «концептуальных торговых центрах» и других предприятиях, действующих на основе продуманных бизнес-идей. К сожалению, промышленность оказывается подчас более инерционной в данном отношении, полагая, что уметь производить высококачественный товар достаточно для коммерческого успеха.

Известный английский специалист по менеджменту Дэвид А.Аакер нашел точную, краткую и емкую формулировку: «Основы конкурентных преимуществ: активы, компетенции, синергизм» [185]. Это означает, что предприниматель должен выполнить серьезную интеллектуальную работу – найти такой способ соединения имеющихся активов (недвижимости, оборудования, технологий, бренда и пр.), кадровых возможностей и взаимодействия существующих бизнесов, чтобы на их основе создать стратегическое конкурентное преимущество и способ его реализации – это и означает найти бизнес-идею. Понятно, что для успеха нового бизнеса он должен быть построен на основе новой бизнес-идеи, опираться на новые факторы привлечения покупателей. Это сегодня одна из основных сфер использования организационных нововведений.

Интеллектуализация предпринимательства – новый для России процесс. Впрочем, не только для России. Американские исследователи в середине 90-х гг. XX века отмечали, что около 80% вновь создаваемых предприятий малого бизнеса не являются предпринимательскими[186], т.е. они не основаны на новых бизнес-идеях, а копируют идеи уже существующих бизнесов. Однако такой бизнес характеризуется «высокой смертностью» – большинство созданных предприятий не выживает дольше 2-3 лет.

Тем не менее, организационные нововведения, бизнес-идеи как идеи создания конкурентных преимуществ и продвижения на рынок своих товаров и услуг не могут долго удержать рынок только маркетинговыми средствами – без новых товаров и услуг, для производства которых нужны новые технологии. Разработка и внедрение таких технологий требует специальных методов управления[187].

Во всем мире непрерывно растет наукоемкость выпускаемой продукции, затратность разработки, все дороже стоит каждый месяц запаздывания с ней на рынке. Анализ развития мировой экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство компьютеров и полупроводников, лекарственных средств и медицинского оборудования, средств связи и систем коммуникаций. Этот коммерческий успех основан больше на знании, новых технических решениях, чем на производственных возможностях.

Подобные примеры заразительны, и все большая часть компаний перестраивает свои системы управления с традиционной производственной и рыночной на технологическую ориентацию. Передовая технология является сегодня ключом к успеху на любом рынке, который с нетерпением ждет продукцию с новыми характеристиками и готов платить за это высокую цену. Важнейшим фактором успеха каждой компании становится стратегическое управление технологическим развитием, или, другими словами, технологический менеджмент. Подразделения R&D (research and development – исследование и развитие) сегодня входят в число ключевых подразделений как крупных, так и средних компаний.

К вопросам технологического менеджмента относятся управление жизненным циклом продукта и ассортиментом продукции, в том числе управление процессами замены устаревших технологий и оборудования, формирование инновационной культуры персонала, управление качеством выпускаемой продукции, стратегия управления интеллектуальной собственностью и многое другое.

В целом эффективный менеджмент технологий должен объединять перспективы создания новой технологии и перспективы спроса на нее. Технология рассматривается как важнейшее средство создания и поддержания конкурентного преимущества, что поднимает ее до уровня стратегического капитала, которым нужно грамотно управлять на всех этажах руководства компании. При этом не только формальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), но и любая деятельность фирмы, включая стратегическое планирование, маркетинг, сбыт, производство, кадры, финансирование может рассматриваться, как использование технологий, которые способны увеличить конкурентоспособность фирмы. В целом, стратегический менеджмент технологий не ограничивается рамками отраслей с быстрым технологическим развитием. При широком взгляде на технологии и производство никаких «низких» технологий не существует.

Понятно, что такие важные элементы стратегического технологического менеджмента, как прогнозирование развития технологий, объединение НИОКР с общей стратегией фирмы, включение развития технологий в бизнес-план фирмы актуальны для стратегии управления предприятием любого масштаба. Соответствующие подходы имеют ценность для малой технологической фирмы, крупного научно-производственного предприятия, научного учреждения, инвестиционного учреждения, которое ориентируется на прямые инвестиции в экономику. Именно стратегическое управление изменяющейся технологической средой должно стать залогом длительного успеха производственных фирм, связанных с наукоемкими продуктами, и экономики в целом.

Превращение потенциала знаний в коммерческий успех – проблема международная, связанная с глобализацией мировой экономики. В этом сыграло ведущую роль развитие средств коммуникации, которые позволили компаниям на новом уровне координировать деятельность своих удаленных подразделений, связывать их с покупателями и поставщиками. Не меньшее значение имеет глобальная массовая культура потребления и развлечений, управляемая средствами коммуникации.

Проблема подготовки управленцев, которые обеспечат технологически ориентированный менеджмент компаний в условиях глобализации мировой экономики тоже стала проблемой международной. Поиск новых результатов исследований и разработок, использование которых может придать выпускаемой продукции лучшие характеристики, стремление к максимальному сокращению цикла ее создания и продвижения на рынок вызывают необходимость в международных командах специалистов.

Мир становится единым рынком знаний и технологий. Их ценность определяется на основе научно-технических и конъюнктурных прогнозов коммерциализации, которые должны проводить специалисты разных стран по единым методикам и на одном языке, чтобы иметь сравнимые результаты и понимать друг друга. Такое понимание облегчает привлечение дополнительных средств в науку и инновации, а также включение специалистов по коммерциализации технологий в последующее управление инвестициями.

По данным США, сегодняшний темп технологического развития в областях полупроводниковых микросхем, программного обеспечения и биотехнологии определяет необходимость каждые пять лет наполовину переориентировать действующие компании и, соответственно, рабочие места. Для российский предприятий, которые вынуждены конкурировать со всем миром только последние полтора десятилетия, проблема обновления производства и инноваций стоит еще острее.

По различным оценкам в бывшем СССР проживало до 40% образованных людей мира. Число инновационных продуктов и технологий исчисляется в России десятками тысяч. Именно они теоретически могли бы стать основой выделения малых преуспевающих компаний, реструктурирования неповоротливых индустриальных гигантов, создания рабочих мест и повышения качества жизни прежде всего российских ученых и инженеров.

Однако страна с огромным научно-техническим потенциалом оказалась не готовой к его реализации в условиях конкуренции и открытого рынка. Из всего, с чем столкнули нас реформы, коммерциализация технологий, видимо, единственное, что полностью отсутствовало в прежнем опыте и образовательной подготовке. Не случайно как приоритетные рассматриваются меры по подготовке российских менеджеров по управлению инновациями.

Развитие инновационного технологического бизнеса имеет принципиальное значение для реализации научно-технического потенциала, который накоплен в России, однако не используется в силу не только объективных причин, но чаще всего из-за неподготовленности российских разработчиков к выведению на рынок новой продукции.

В отличие от приемов работы со сложившимся «зрелым» товаром бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими аспектами (искать и осваивать новый рынок), но и с совершенствованием самой продукции под потребности рынка (технологические аспекты). Это вызывает необходимость в особой нормативно-правовой базе и механизмах финансирования, а также в специальной инфраструктуре поддержки и в подготовке кадров.

Эффективное управление технологиями включает определение как перспектив создания новой технологии, так и перспектив спроса на нее. Технология рассматривается в качестве важнейшего средства создания и поддержания конкурентного преимущества, что поднимает ее до уровня стратегического капитала, которым нужно грамотно управлять на всех этажах руководства компании. При этом не только формальные НИОКР, но и любая деятельность фирмы, включая стратегическое планирование, организацию маркетинга, сбыта, производства, финансирования может рассматриваться как создание и использование технологий, которые способны увеличить конкурентоспособность фирмы. В целом, стратегический технологический менеджмент не ограничивается рамками отраслей с быстрым технологическим развитием.

Весь этот пласт знаний и навыков менеджера особенно востребован в научно-технической сфере, где на основе результатов НИОКР создаются технологии выпуска на рынок новой продукции.

Технологический менеджмент – это наука управления, связывающая технические и управленческие дисциплины для оптимального достижения стратегических и тактических целей организации, планирования, разработки и коммерциализации инноваций.

Ключевыми моментами технологического менеджмента являются: выявление и коммерческая оценка технологических возможностей, управление исследованиями и разработками, интеграция технологии в общую деятельность компании, стратегическое управление интеллектуальной собственностью, поддержание конкурентоспособности, продвижение на рынок новых продуктов, управление текущими и радикальными инновациями.

Для выполнения инновационной деятельности: научных исследований, разработки проектов, программ, управленческой, предпринимательской, образовательной деятельности, технической и социальной инженерии и других видов деятельности, связанных с созданием нового жизненно важно владение нормами интеллектуальной деятельности (рефлексии, мышления, понимания ситуаций и текстов); обладание развитой интуицией и креативными способностями; умение создавать для себя схемы деятельности и эффективно работать в нестандартных, ранее не исследованных ситуациях; владение методами поиска и систематизации информации, умение структурировать большие объемы информации и принимать эффективные решения при недостаточности информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: