Вопрос 17. Качество товара и критерии его определения

Вопрос 16. Мера полезности товара

Полезность товараэто соотношение потребности в нем к уплаченным за него деньгам. В этом смысле деньги выступают для покупателя первой количественной мерой полезности товаров. Другой, не менее существенной и достаточно определенной мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности.

Если полезность товара соразмерна с его ценой и качеством, то покупка одной его единицы на данный момент принесет наибольшее удовлетворение покупателю. При этом он захочет со временем осуществить вторую, третью и последующие покупки столь полезного для себя товара. Например, для покупателя дневная потребность в таком продовольственном продукте, как хлеб, примерно равняется 1 батону весом 0,5 кг, цена которого составляет 2 денежные единицы. При неизменных ценах и прочих равных условиях этот покупатель не будет покупать больше 1 батона в день. Однако если цена хлеба станет снижаться и дойдет до 1 денежной единицы за батон, не исключено, что покупатель увеличит количество покупок до 2 батонов. Если цена еще снизится, например до 0,5 денежной единицы, то вероятность увеличения покупок возрастет, возможно, до 3 и более батонов.

Отсюда следует вывод, что цена прямо пропорциональна потребительской способности. То есть, чем выше цена на товар, тем меньше единиц его сможет приобрести покупатель и, наоборот, чем ниже цена, тем больший будет спрос на него этого же покупателя.

Кроме этого, на повышенный спрос товара влияет его качество. Качество товара – это совокупность свойств продукции, которые характеризуют ее предназначение, особенности, полезность и способность удовлетворить конкретные потребности потребителей. В процессе изготовления товара производитель принимает за основу такой уровень качества, который укрепит его позицию на целевом рынке. Качество характеризуется долговечностью, надежностью, точностью, удобством в эксплуатации. С позиции маркетинга контролером качества является потребитель. Рассматриваются такие уровни качества: низкий, высокий и самый высокий. С точки зрения потребителя качествоэто совокупность характеристик продукции, которые полностью удовлетворяют его вкусы и желания. Качество в системе маркетинга – это один из составляющих конкурентоспособности товара, совокупность свойств, атрибутов товара, желаемых для потребителя.

Существуют такие критерии, по которым определяется качество товара:

- соответствие (способность правильно выполнять основную функцию);

- дополнительные функции (диапазон возможностей товара, кроме основных функций);

- соответствие нормам и стандартам (лицензии, сертификаты качества);

- надежность (отсутствие дефектов на протяжении заданного срока);

- долговечность (полезный срок службы товара и частота его поломок);

- сервис (диапазон, скорость и эффективность услуг до, во время и после продажи);

- эстетичность (“дизайн”, цвет, вкус);

- имидж товара или марки (положительное восприятие).

Современное представление о качестве продукции базируется на принципе наиболее полного удовлетворения нужд и желаний потребителя – конкретная личность или коллектив (предприятие, организация или общество в целом). В соответствии с одной из наиболее распространенных теорий иерархии спроса А. Маслоу существует пять групп, или уровней, потребностей. На нижнем уровне – основные, или физиологические потребности (еда, одежда и т. д.). Далее следует потребность в защите от потрясений (несчастные случаи, болезни, бедность и т. д.), на более высоком уровне находятся социальные потребности (общение и взаимоотношения). За ними следуют потребности в признании (престиж, уважение и т. п.). На самом верху этой иерархии расположены потребности в развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: